10:35:32
25 ноября 2024 г.

Как рассеять дымовую завесу

Жилищное право«Живу в коммуналке. Сосед – заядлый курильщик, причем дымит не только табаком, но и «травкой». И ничего с этим поделать невозможно – не действуют ни просьбы окружающих, ни визиты милиции. А у меня от постоянной «дымовой завесы» аллергия и кашель, переходящий в удушье… Есть ли законы, способные урезонить курящего соседа? Нельзя ли переселить его в другую квартиру с такими же, как он, курильщиками?
Марья Антиповна.»

– Случай, о котором вы сообщаете, простым не назовешь, тем не менее, помочь горю можно.

Статьями 83 и 91 ЖК РФ, а также статьями 687 и 688 ГК РФ предусматривается возможность расторжения договоров жилищного найма и выселение граждан при систематическом нарушении ими прав и интересов соседей. В подобном случае наймодатель обязан предупредить нанимателя о необходимости устранить нарушения. Если в разумный срок это не сделано, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке.

Для выселения соседа необходимо зафиксировать все случаи обращений в милицию и подтвердить получение соответствующих предупреждений соседом. Кроме того, потребуется справка о ваших проблемах со здоровьем.

Также в суде необходимо будет доказать, что сосед систематически нарушает ваши права, и это делает невозможным совместное проживание с ним в одной квартире. При подготовке искового заявления имеет смысл ссылаться на следующие статьи закона: Жилищный кодекс (п. 4 ст. 17; ч. 3 п. 4 ст. 83; п. 1 ст. 91), Гражданский кодекс (п. 4 ст. 687), закон столицы № 6 от 11.03.1998 «Основы жилищной политики г. Москвы» (п. 2 ст. 6), Правила пользования жилыми помещениями, утвержденные постановлением правительства РФ № 25 от 21.01.2006. (п.п. 6, 10).

Если же сосед, как вы говорите, еще и хранит у себя наркотики, то вполне возможно привлечь его к уголовной ответственности.

Служебное – не значит мое

«Живу в служебном помещении, в очереди на улучшение жилищных условий не стою. Вопрос: есть ли вероятность того, что, если меня поставят на учет, то мое жилище перестанет быть для меня «служебным»?
Степан И.»

– Прежде всего, следует уяснить: никакой прямой связи между принадлежностью жилого помещения к служебному фонду и оформлением гражданина на учет нуждающихся в жилье не существует в принципе. А значит, никто не может заставить вас собирать документы для постановки на жилищный учет на том основании, что вы занимаете служебное помещение. Вообще, рассмотрение документов для оформления на жилищный учет происходит строго на добровольной основе.

Теперь что касается служебных жилых помещений.

Согласно ст. 93 Жилищного кодекса РФ, такие помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений. То есть на время работы (службы, контракта, срока избрания на должность) вы пользуетесь помещением, а по истечении определенного срока должны его освободить. Также обязаны освободить служебное жилое помещение в случае смены собственника дома.

Во всяком случае постановка на жилищный учет не подразумевает «расслужебливания» жилья, хотя и может этому поспособствовать. Изменить служебный статус жилого помещения имеет право лишь собственник жилого помещения или с его разрешения уполномоченные им органы.

Обратимся к ст. 4 закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в РФ». Согласно этой статье служебные помещения не подлежат приватизации, но могут быть переданы в собственность граждан при условии согласия собственника жилого помещения.

Распоряжением столичного Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы № 734 от 18.06.2007 утвержден временный порядок обеспечения жилыми помещениями из жилищного фонда сотрудников организаций (предприятий) Москвы, финансируемых за счет средств бюджета. Утверждена также форма распоряжения префекта административного округа столицы о предоставлении сотруднику организации (предприятия) служебного жилого помещения; форма договора найма служебного жилого помещения.

Сейчас на ГУП столицы «Московский городской Центр арендного жилья» возложены функции по заключению, расторжению, прекращению и внесению изменений в договоры найма служебных жилых помещений.

Юристы пока не разобрались

«Хочу стать очередником на получение жилья по социальному найму. На каких условиях это можно сделать согласно новому законодательству? Будут ли при этом учитывать длительность проживания в Москве?
Остап Н.».

– В соответствии со ст. 8 закона столицы № 29 от 14.06.2006 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» москвичи признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
– размер общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого указанного в заявлении члена семьи заявителя, меньше учетной нормы (т.е. меньше десяти кв. метров);
– заявители живут в помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания, не подлежащими ремонту и реконструкции (учетная норма в данном случае значения не имеет);
– заявители живут в коммунальной квартире, и в составе одной из семей имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной коммунальной квартире невозможно (также независимо от учетной нормы площади);
– заявители живут в домах, в которых отсутствует один из следующих видов удобств: электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка (независимо от учетной нормы);
– заявители не являются нанимателями жилых помещений или членами семьи нанимателя и живут в общежитиях, служебных жилых помещениях, в жилых помещениях домов коридорной системы, независимо от учетной нормы (за исключением лиц, для которых г. Москва является местом пребывания);
– заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы (за исключением лиц, для которых г. Москва является местом пребывания).

Как указано в ст. 7 того же закона, при наличии вышеуказанных оснований жители Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если они:
– подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях;
– имеют гражданство РФ;
– живут в Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее десяти лет;
– не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших за собой ухудшение жилищных условий;
– признаны малоимущими.

Что касается положения о длительности проживания в столице, то судебная практика его оспаривания является крайне противоречивой. В соответствии со статьями 27 и 55 Конституции РФ права и свободы гражданина, включая право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, могут быть ограничены только федеральным законом. Поэтому точка зрения о том, что положения п. 3 статьи 7 закона № 29 противоречат Жилищному кодексу РФ и Конституции РФ, имеет право на существование.

В обоснование такой правовой позиции можно сослаться на Обзор судебной практики Верховного суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам Верховного суда РФ», опубликованный в Бюллетене ВС в 2002 г. (№ 5-6). В обзоре сказано, в частности, следующее: «отказывая в удовлетворении жалобы заявителя, суд исходил из того, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие на законных основаниях (с соблюдением правил регистрации) в г. Москве не менее десяти лет. Если человек живет в Москве менее указанного срока, он не может быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права. Не приняв во внимание, что Конституция РФ, федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ст. 4 Конституции РФ), суд ошибочно применил нормативный акт субъекта Российской Федерации, противоречащий Конституции РФ, Жилищному кодексу и не подлежащий в связи с этим применению»

Вместе с тем, существует и другая точка зрения на спорную проблему.

Согласно кассационному Определению ВС РФ от 11.07.2007 по делу № 5-Г07-56, в котором также оспаривался московский ценз оседлости, дело нужно понимать так: «оспариваемое правовое регулирование установлено по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта РФ в области жилищного законодательства, предусмотренных статьей 13 ЖК Российской Федерации. Доводы в кассационной жалобе П. о том, что законодатель субъекта РФ не вправе был определять срок проживания в городе Москве по месту жительства в качестве обязательного условия признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, поскольку, как считает заявитель, регулирование данного вопроса относится к исключительной компетенции органов государственной власти РФ, несостоятельны… Судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания, как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен… Поэтому город Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» урегулировать этот вопрос».

Ответы подготовили юристы М. Бордукова, М. Болдинова, А. Дубасова, М. Зеленев, Н. Ларин, А. Маркова, И. Павловская, В. Порубиновская

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация