Права человека начинаются с пеленок
«За свою жизнь мне, как работнику интерната, не раз приходилось сталкиваться с тем, как нарушаются права ребенка, – пишет москвичка Полина Каплунова, – в том числе при получении льгот, оформлении опекунства, патронатного приюта.
Я – лицо заинтересованное, и мне непонятно, почему так надолго затянулось в Госдуме РФ принятие закона об опеке и попечительстве, который крайне необходим для защиты прав детей и их родителей. Нет и федерального закона об Уполномоченных по правам ребенка. И потому так называемые детские омбудсмены не всегда могут повлиять на ситуацию, неблагоприятно складывающуюся для многодетных семей. Хорошо, что сейчас начали работать различные социальные программы, но, насколько мне известно, все они в основном не прописаны в российских законах. Вот и хочется узнать, что же все-таки делается для того, чтобы государство встало на защиту материнства и детства?»
Начну издалека. 12 июня 1990 года на Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций Россия в числе 61 страны подписала Конвенцию о правах ребенка с главной всеобъемлющей идеей: «каждому ребенку – здоровье, образование, равные возможности и защиту на пути к гуманному миру». С той поры пошел уже 18-й год. А пока с правами ребенка в «российском королевстве» далеко не все гладко – отмечено на недавнем заседании комитета по правам ребенка ООН. Если не вдаваться в подробности, наш отчетный документ не слишком вдохновил международных представителей.
Правда, были отмечены и наши достижения. Среди них – принятие нового Трудового кодекса РФ, который, в частности, усиливает защиту несовершеннолетних от вредных условий труда; поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, обеспечившие более гуманный подход в отношении малолетних правонарушителей; дополнения в Уголовный кодекс, запрещающие торговлю людьми и ужесточающие наказание за сексуальную эксплуатацию детей. Приветствовал комитет создание Федеральной комиссии по правам человека и первые 18 (из 38) региональных управлений по правам ребенка в России.
Пока достижений немного. Весьма слаба правовая подготовка специалистов, работающих с детьми, особенно в органах опеки и попечительства, из-за чего есть случаи отказа в имущественных спорах – дело нередко доходит до судебных разбирательств.
Учел комитет и упущения в сфере правовой защиты несовершеннолетних во время задержания их милицией. Известны случаи пыток, избиений (причем в школах, интернатах, а также в семьях, в том числе альтернативных), случаи отказа в услугах адвоката и т.п.
Кроме того, по мнению комитета, следует резко улучшить контроль за здоровьем подростков, искоренять безнадзорность, добиваться сокращения потребления табака, алкоголя, наркотиков. Активизировать профилактические меры первичной медико-санитарной помощи, расширить профессионально-техническое обучение… Рекомендаций – масса, и о своих проблемах мы хорошо знаем сами. При всех сложностях некий положительный порог все же перейден. Одно то, что в стране повысилась рождаемость, – отличное тому подтверждение.
А что делается на сей счет в Москве, проинформировала начальник управления по правам ребенка аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Наталия Яковлева.
Она заявила, что в столице есть специальные экспертные советы, в которые входят общественные организации и которые делают много полезного для защиты прав детей. Это совместные выезды по проблемным случаям в те же дома-интернаты, помощь нуждающимся, оказание различной помощи, в том числе правовой.
– Мы не имеем права подменять различные структуры, – подчеркнула Наталия Яковлева, – но наблюдать за исполнением законов в отношении детей – наша обязанность. И если поступает жалоба, скажем, на те же органы опеки, вступаем в борьбу за восстановление прав ребенка. И занимаемся распространением знаний об их защите. В частности, только что наш руководитель – детский омбудсмен Алексей Головань направил куратору нацпроектов Дмитрию Медведеву свои предложения к начавшемуся Году семьи.
В этих предложениях речь идет о том, что необходимо разработать общенациональный план действий, предусмотренный международной Конвенцией, – то есть минимальный перечень услуг для поддержки семей. Организовать федеральный орган исполнительной власти, который осуществлял бы демографическую политику. Пока этим занимаются десятки ведомств, чем напоминают крыловскую басню про рака, лебедя и щуку.
Также нужно принять программу правового просвещения детей и родителей. Открыть ювенальные суды не менее чем в восьми субъектах РФ, а затем поэтапно – и на всей территории страны по аналогии с судом присяжных заседателей. Конечно, необходимо уделять пристальное внимание детям-сиротам, выделять необходимые средства для погашения задолженности по обеспечению их жильем. Наконец, следует разработать меры, которые защищали бы наших детей от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию. Очень важно по всей стране создать единую бесплатную экстренную телефонную службу с набором из трех цифр для круглосуточных звонков, связанных с потребностями детей. Вот такое широкое поле деятельности для законодателей.
Все, что нужно для защиты малышей и подростков, – отметила Наталия Яковлева, – мы опубликовали в Московском издании Конвенции о правах ребенка. В красочной книжке с рисунками понятным для детей языком расписаны 42 статьи о том, что нужно знать о своих правах. Ее можно взять в Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы, тел. «горячей линии» 8(499) 722-07-26.
Можно также позвонить в аппарат Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, тел. 957-05-85.