07:33:11
24 ноября 2024 г.

Если чиновник вас мурыжит

Жилищное правоВот уже второй год ходят по кругу наши жалобы на плохое состояние дома (бесконечно протекает крыша, несмотря на регулярные латания; мокнет фасад, пропуская влагу в квартиры из-за вывалившихся из кладки кирпичей; плохо работает вентиляция; «парит» в подвале и т. д.). А чиновники то пишут отписки по схеме «вы нам – про насосы, мы вам – про колеса», то спускают наши жалобы из вышестоящих инстанций в нижестоящие, на которые мы и жалуемся, то вовсе не отвечают. Несут ли чиновники ответственность за такие действия и за бездействие? Как можно заставить чиновников хотя бы однажды ответить по существу? Есть ли прописанные законом сроки рассмотрения жалоб и принятия конкретных решений?
Г. РЯБОВАС 1997 года действует закон города «Об обращениях граждан», который, как сказано в преамбуле, «регулирует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом города Москвы, законодательством РФ и города Москвы рассмотрение обращений граждан в городе Москве, подаваемых в связи с признанием, соблюдением, защитой их прав, свобод и законных интересов».
В нем прямо сказано: «Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам власти города и должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются».
Прописаны в законе (ст.8) и сроки рассмотрения обращений: «решения по обращениям граждан должны быть приняты органами власти, должностными лицами, а по их поручению – государственными и муниципальными служащими в срок до одного месяца со дня их поступления и регистрации».
В сложных ситуациях этот срок может быть увеличен до двух месяцев, но не более! Причем об этом в течение первого месяца должно быть письменно сообщено заявителю: «В тех случаях, когда для разрешения жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их разрешения могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего органа власти или его заместителем, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев».
Особые льготы предусмотрены военнослужащим: «Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в сокращенные сроки – до 15 дней со дня их поступления в органы государственной власти города Москвы; безотлагательно – но не позднее 7 дней со дня поступления в органы местного самоуправления, на предприятия, в организации и учреждения».
О результатах рассмотрения обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения.
Некоторые граждане жалуются по телефону, ожидая письменного ответа. Но имейте в виду: «Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личности обращающихся известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме».
Что касается письменных обращений, то они «должны содержать наименование и адрес органа власти города или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны, дату и личную подпись. Обращения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению» (ст. 6).
В соответствии со ст. 20 «жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы государственной власти и на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы власти города и должностные лица, решения которых, а также неправомерные действия (бездействие) обжалуются». Однако часто люди подают жалобы не в те инстанции, к компетенции которых относится их рассмотрение. В соответствии со ст. 7 «в том случае, если обращения неподведомственны органу власти города или должностному лицу, они адресуются в трехдневный срок со дня поступления тому органу власти города или должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в них вопросов. Обратившимся лицам в таком случае при личном приеме или в письменном ответе сообщается, кому направлены на рассмотрение их предложения, жалобы, заявления или ходатайства».
Жалоба должна быть обоснованной, то есть ее следует подкрепить соответствующими документами, актами и письменными свидетельствами. Ст. 10, озаглавленная «Доказательства по обращениям граждан», гласит: «Если представленных доказательств недостаточно, орган власти города или должностное лицо, рассматривающее обращение, предлагает заявителю представить дополнительные сведения, либо собирает их по собственной инициативе, когда лицо, подавшее обращение, ссылается на отсутствие условий, необходимых для сбора дополнительной информации».
Очень полезно знать ст. 22 «Права граждан при рассмотрении жалобы», в соответствии с которой гражданин имеет право даже «присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке».
За неисполнение прописанных в законе обязанностей чиновник несет правовую ответственность, о чем говорит ст. 33 «Ответственность за нарушение законодательства о рассмотрении обращений граждан»: «затягивание сроков рассмотрения обращений влечет ответственность виновных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих вплоть до отстранения от занимаемой должности». А ст. 35 добавляет: «Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального и морального вреда, причиненного ему в результате нарушения органом власти города или должностным лицом закона «Об обращениях граждан».
Каковы же регламентированные законом обязанности должностных лиц?
В соответствии со ст. 11 руководители органов городской администрации и прочие должностные лица «обязаны обеспечить необходимые условия для рассмотрения обращений граждан, их личного приема и объективного разрешения поставленных в них вопросов. Должностные лица обязаны внимательно разбираться в существе обращений, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать обоснованные решения и обеспечивать своевременное и правильное их исполнение. Должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам в получении истребуемых доказательств, если запрашиваемые сведения не отнесены законодательством к категории сведений, составляющих государственную тайну, и не содержат информации конфиденциального характера».
А ст. 23, так прямо и озаглавленная «Обязанности должностных лиц по рассмотрению жалобы», гласит: «Должностное лицо, в компетенцию которого входит рассмотрение соответствующей жалобы, обязано:
– принять жалобу и зарегистрировать ее;
– рассмотреть жалобу по существу в установленный настоящим законом срок, объективно оценить изложенные в ней факты, проверить их достоверность;
– незамедлительно принять меры к пресечению неправомерных решений, действий (бездействия), посягающих на права и законные интересы граждан;
– в случае необходимости выехать на место для обследования обстоятельств, породивших жалобу, истребовать у тех органов власти города и должностных лиц, на которых поступила жалоба, необходимые материалы и объяснения, пригласить свидетелей и специалистов;
– принять мотивированное и основанное на законе решение по жалобе и обеспечить его реальное исполнение;
– сообщить гражданину о результатах рассмотрения жалобы и принятом по ней решении в установленный настоящим законом срок в письменной или устной форме по согласованию с ним».
В некоторых случаях чиновник обязан даже письменно извиниться: «Если жалоба признана подлежащей удовлетворению полностью или частично, орган власти города или должностное лицо, принявшие решение по жалобе, обязаны принять необходимые меры для восстановления нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменном виде, а также по просьбе гражданина проинформировать об этом заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц (ст. 25)».
Но и гражданин несет правовую ответственность за свои слова и действия: «Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Граждане, систематически предъявляющие заведомо необоснованные требования, влекущие значительные материальные затраты, связанные с рассмотрением их обращений, могут быть привлечены к ответственности в судебном порядке с компенсацией понесенных затрат за их счет (ст. 36).

Карина Мусаэлян

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация