На боевом посту… в подъезде
Слово «консьержка» у многих ассоциируется с вредной и любопытной дамой в духе старухи Шапокляк, которая больше интересуется сплетнями, чем порядком в подъезде. А между тем присутствие консьержки (или консьержа) может существенно облегчить жизнь обитателей дома, а заодно и предотвратить серьезные неприятности.
Решение – за жильцами
«Да за что тут платить, – только и знают, что байки травить да по сумкам жильцов смотреть!» – в сердцах бросают владельцы квартир, не желая выкраивать из семейного бюджета пару сотен. Увы, иногда бережливые хозяева жилья не грешат против истины, совершенно, впрочем, не принимая во внимание, что многое зависит от них самих.
Скептикам нужно знать, что там, где к организации работы консьержей подходят ответственно, поводов для подобных упреков нет. Дежурные по подъезду не только «отсеивают» подозрительных посетителей, но и следят за чистотой, взаимодействуют с управляющей организацией и правоохранительными органами, своевременно оповещают отсутствующих жильцов о всевозможных квартирных проблемах.
Разумеется, пригласить консьержа можно не во всякий дом – в тесном подъезде «хрущевки» для него просто не найдется места. Если же пространство позволяет организовать работу дежурного по подъезду, подобную идею может выдвинуть любой собственник квартиры: п. 2 ст. 45 Жилищного кодекса позволяет ему выступить с инициативой о созыве внеочередного собрания жильцов.
Обычно предложение пригласить консьержа исходит от группы жителей-активистов или управляющей организации. А вот решение принимается на общем собрании собственников, которое можно провести очно или заочно. Собрание будет правомочным, если в нем примут участие собственники или их представители, обладающие более 50% от общего числа голосов. Решение об организации деятельности консьержа должно быть принято большинством голосов и оформлено по всем правилам – протоколом с поквартирным списком собственников и их подписями.
Платить или не платить?
Вопрос оплаты услуг дежурного нередко вызывает конфликты между соседями: одни не желают подчиняться решению большинства, другим подобные траты кажутся накладными. Конечно, выполнять решение общего собрания должны все, однако не лучше ли предотвратить конфликтные ситуации, заранее сняв спорные вопросы?
В каждом доме проживают пенсионеры и не самые обеспеченные люди, которым трудно выкраивать средства на оплату услуг дежурного по подъезду. Компромисс наверняка найдется: многие из тех, кому консьерж не по карману, с готовностью согласятся сделать что-то на общее благо в счет этой оплаты – например, подменить консьержа в случае необходимости, украсить подъезд к празднику, оповестить всех проживающих об очередном общем собрании.
Некоторые товарищества собственников жилья и управляющие компании самовольно поднимают плату за услуги консьержей. Жильцам необходимо знать, что порядок, способы и размер платы определяются не этими организациями, а самими собственниками квартир на общем собрании.
Если в подъезде есть оборудованное за счет средств городского бюджета специальное помещение для дежурного и при этом отсутствуют системы видеонаблюдения, жителям можно рассчитывать на содействие властей в финансировании охраны подъездов с помощью консьержей. В соответствии с постановлением правительства Москвы от 3 февраля 2009 г. № 72-ПП «Об утверждении расходов на содержание дежурного по подъезду» расходы эти определяются исходя из 18 763 рублей (с учетом НДС) на подъезд в месяц при наличии дежурного по подъезду.
Мы будем жить теперь по-новому
Разумеется, не все указанные средства предназначаются консьержам – фонд их заработной платы со всеми необходимыми начислениями должен составлять 11 692,43 рубля. Функции по охране подъездов по-средством консьержей пока еще возлагаются на государственные учреждения инженерные службы районов. Эти организации должны проводить конкурсы на право охранять подъезды жилых домов, по итогам которых заключаются государственные контракты на охрану подъездов.
Но то, что выходило гладко на бумаге, редко претворялось в жизнь. Деньги из бюджета выделялись из расчета на одного консьержа при односменном пятидневном режиме работы. За услуги нескольких дежурных по подъезду, которые работали посменно и круглосуточно, жителям приходилось доплачивать из своего кармана.
Выигравшие конкурсы охранные предприятия нередко «обижали» консьержей, до которых далеко не всегда доходили выделенные на оплату их труда бюджетные средства. Вот и выходило, что в подъездах за гроши сидели старушки, которым было трудно справляться с внушительным списком обязанностей.
С 1 января 2012 года не самый прозрачный и понятный порядок оплаты услуг консьержей должен измениться. Постановление правительства Москвы от 16 августа 2011 г. № 369-ПП утвердило Порядок предоставления управляющим организациям субсидий из бюджета города Москвы на компенсацию затрат по оплате труда дежурных в подъездах жилых домов.
С нового года субсидии на компенсацию затрат по оплате труда консьержей должны предоставляться непосредственно управляющим организациям. Предполагается, что размер заработной платы дежурных по подъезду будет индексироваться, а контроль за целевым использованием субсидий позволит избежать повторения прошлых ошибок. Субсидии будут предоставляться при выполнении следующих требований: в подъезде отсутствуют исправные камеры видеонаблюдения, помещения дежурного надлежащим образом оборудованы, дежурство в подъездах жилых домов консьержами осуществляется на основании трудового договора с управляющей организацией.
Стражи многоэтажного порядка
Тем, кто считает деятельность дежурного по подъезду бесполезной, стоит задуматься: возможно, их разочаровывает не сама идея подобной работы, а личность конкретного «стража порядка». Поэтому, если, например, консьержка большую часть времени проводит в пустых разговорах, имеет смысл поставить вопрос о ее замене перед управляющей организацией.
К выбору дежурного по подъезду нужно подойти со всей серьезностью: это должен быть человек ответственный, дисциплинированный, внимательный, способный выдержать предложенный график работы. Немало сказано о пресловутых «бабушках-старушках», однако иногда деятельные пожилые дамы неравнодушно, с рвением выполняют свои обязанности – особенно если занимают «боевой пост» в своем же доме.
Для того чтобы работа дежурного была эффективной, в подъезде нужно организовать специальное помещение – с телефоном, «тревожной кнопкой» и санузлом. Сделать это можно при помощи управляющей компании или ДЕЗа, а также самих собственников. У жильцов наверняка найдется возможность создать в комнатке консьержа уют, предложив что-то из мебели и бытовой техники.
Но этим активное участие жителей дома в деятельности дежурного по подъезду не должно ограничиваться. В интересах всех собственников будет составление списка жильцов с номерами телефонов: в чрезвычайных ситуациях консьерж всегда сможет связаться с хозяевами квартир. Нелишним будет и оповестить дежурного по подъезду о сдаче своей квартиры в наем, грядущем ремонте, доставке крупногабаритных вещей, визите многочисленных гостей.
Некоторые особо «продвинутые» управляющие компании стали предлагать услуги по доставке товаров, которые можно заказать через дежурных по подъезду. Возможно, жильцы дома одобрят подобную инициативу, и все же не стоит забывать об основных обязанностях консьержа – а их и без того немало.
По инструкции
Как любой другой работник, консьерж должен следовать должностной инструкции. Еще в 1998 году правительством Москвы было принято примерное положение о дежурных по подъезду, сейчас управляющие организации разрабатывают эти инструкции с учетом потребностей конкретных домов.
Основные обязанности консьержа без труда назовет любой: знать в лицо жителей подъезда, следить за входящими в дом и при необходимости не допускать прохода посторонних лиц, оперативно реагировать на аварийные и подозрительные ситуации, сообщать об этих фактах в соответствующие службы.
Наблюдать за погрузкой крупногабаритных вещей в лифт, обращаться в управляющую компанию или ДЕЗ при необходимости заменить лампы на лестничных клетках, в других местах общего пользования, фиксировать в специальном журнале все обращения жильцов, визиты специальных служб и случаи возникновения чрезвычайных ситуаций – все это также входит в обязанности консьержа. Причем одним подъездом сфера его деятельности не ограничивается: как правило, консьерж следит за придомовым освещением, наблюдает за парковкой автомобилей во дворе, обращает внимание на состояние детской площадки.
Никто лучше дежурного по подъезду не оповестит жильцов о проведении общего собрания, временном отключении воды, организации публичных слушаний. Именно поэтому консьерж должен взаимодействовать как с «родными» ТСЖ или управляющей организацией, так и с ГУ ИС района, управой, участковым полицейским.
Думайте сами, решайте сами
Итак, доверять свой подъезд заботам консьержа или нет – дело исключительно жителей дома. Если дежурный неопрятен и груб, если он проводит много времени за просмотром телевизора в своей комнатке или, того хуже, за распитием горячительных напитков, жаловаться стоит в управляющую компанию.
Отказаться от услуг консьержей можно тем же путем, которым принимали решение об организации их работы – провести общее собрание собственников. И все-таки торопиться явно не стоит: как показывает практика, работа дежурного по подъезду гораздо эффективнее видеонаблюдения и патрулирования охранными предприятиями.
Самыми вескими доводами в пользу консьержа станут конкретные, очевидные результаты его деятельности: чистый и аккуратный подъезд, отсутствие в доме посторонних, оперативное и грамотное решение коммунальных и прочих, общих для всех жильцов проблем. И тогда, только-только входя в дом, вы будете чувствовать уют и покой – благодаря тем, кто всегда «на боевом посту» в вашем подъезде.