03:25:05
27 июля 2024 г.

Как помочь жителям объединиться

Мы публикуем изложение основных положений доклада руководителя Департамента муниципального жилья и жилищной политики Петра САПРЫКИНА, с которым он выступал на заседании Координационного совета при правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере. В нем – предложения, выработанные по итогам совещания у первого заместителя мэра Москвы Людмилы Швецовой.Жилищное самоуправление – только часть реформы
Сегодня в городе действует организационная вертикаль в виде городского Координационного совета и соответствующих советов, которые работают в префектурах и районных управах. По существу эта вертикаль – коллегиальный рекомендательный орган. Координирует же работу по созданию системы самоуправления в жилищной сфере Департамент муниципального жилья. Однако его полномочий и статуса явно недостаточно.
Поэтому предлагается создать специальную административно-исполнительную вертикаль, которая будет отвечать не только за развитие жилищного самоуправления, но и за реализацию реформирования жилищно-коммунального хозяйства в целом. Ведь жилищное самоуправление – лишь составная часть жилищно-коммунальной реформы, хотя и очень важная. Этой структуре и должна быть подчинена деятельность городских комплексов, в части, относящаяся к реформированию системы ЖКХ и созданию системы жилищного самоуправления.
Работа по формированию жилтовариществ и других объединений жителей не может идти в отрыве от жилищно-коммунальной реформы. Ее основные направления: изменение тарифов, создание конкурентной среды в сфере обслуживания, передача части полномочий и финансов от города жилтовариществам, создание условий для объединений жителей и самое главное – их экономическая заинтересованность.

Где сколько собственников
Чтобы легче было работать с жителями, привлекать их к управлению своими домами, мы предлагаем условно разделить жилищный фонд на несколько групп. Критерий – количество собственников в доме.
Прежде всего – строящееся коммерческое жилье, которое, безусловно, необходимо проектировать и строить как кондоминиумы. Условием купли-продажи (инвестирования) жилья должно быть участие покупателя в товариществе собственников жилья и в дальнейшем – его полная ответственность по техническому обслуживанию и содержанию жилого комплекса.
Вторая категория – элитное жилье. Условия участия собственников жилья в управлении и обслуживании аналогичны предыдущим.
Третья категория – дома в существующей застройке, где более 50 проц. Жителей – частные собственники. В Москве около 11,5 тысячи таких домов. В основном люди здесь подготовлены к созданию ТСЖ, но в этих домах можно создавать и другие объединения жителей.
Все, что не вошло в эти три группы, составляет наибольшую часть нашего жилищного фонда. Здесь надо создавать условия для формирования объединений жителей – жилтовариществ – и, в частности, развивать уже существующую систему старших по домам и подъездам. Такую работу можно поручить управам.

Права и полномочия – жителям
Предлагается жилтоварищества наделить весьма конкретными полномочиями и правами. Например, обслуживающие организации должны получать деньги за предоставление услуг только после визы руководителя жилтоварищества. Руководитель жилтоварищества должен иметь право принять работу по содержанию и обслуживанию дома, создать комиссию, контролирующую качество жилищно-коммунальных услуг. Акты такой комиссии должны быть основанием для наложения взыскания (при необходимости) на соответствующие структуры. В то же время нужен механизм быстрого и прямого отзыва руководителей жилтовариществ и замены их другими жителями.

Пора менять законы
Работа с этой категорией жилых домов упущена. Акцент был сделан на создании ТСЖ. Это упущение связано с недостатком нормативной базы, и мы со своей стороны подготовили поправки в федеральный закон «О товариществах собственников жилья» и проект московского закона «О кондоминиумах».
Нужно вносить изменения и в московский закон «О территориальном общественном самоуправлении», где предусмотреть наряду с территориальными общинами и организацию жилтовариществ.
Необходимо предусмотреть и ответственность отраслевых органов исполнительной власти. Особенно важны такие направления, как определение единых объектов управления в которые могут входить жилые, нежилые помещения, земельные участки изменение системы финансирования, тарифной политики, передача полномочий от города объединениям жителей, предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, создание условия для контроля со стороны жилтовариществ за качеством жилищно-коммунальных услуг.

… и учиться
Формирование жилтовариществ должно стать приоритетным направлением в создании условий для самоуправления жителей. Жилтоварищества – это переходная форма к созданию ТСЖ.
А в качестве «наглядного пособия» на территории каждой управы можно создать по «образцовому» жилтовариществу. Чтобы люди увидели, как на самом деле можно жить. Разумеется, необходимо поддерживать уже работающие ТСЖ.
И надо готовить профессионалов в этой сфере. В прошлом году с помощью ДМЖ было обучено 250 специалистов в сфере управления жилищным фондом. Но этого мало. Надо подключаться и управлению по вопросам государственной службы и кадров мэрии. А Департамент муниципального жилья готов всячески помогать и готовить новых профессионалов-жилищников.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация