Лампочке Ильича каюк?
Вот теперь я знаю, как определить, хорошая ли в доме управляющая организация. Для этого не надо изучать ее финансовые документы, проверять наличие отчетов перед собственниками и даже лазить в подвал. Достаточно войти в подъезд.
С цифрами в руках
Если там, несмотря на все ЦУ сверху, по-прежнему сияют лампочки Ильича (лампочки накаливания), то компания однозначно плохая! Вот такой диагноз.
Многие жители считают, что подъездное освещение к их кошелькам никакого отношения не имеет. Дескать, за это платит ДЕЗ. А из каких средств, хотелось бы спросить? Ежемесячно на счет управляющей организации из всех квартир дома поступают средства по первой строке Единого платежного документа – за обслуживание и текущий ремонт общего имущества. Общую площадь обычной девятиэтажки 2570 кв. метров умножим на 22 рубля 92 копейки (если ДЕЗ работает по ставке правительства Москвы) и получим 58 904 рубля ежемесячного сбора.
72 квартиры в этом доме ежемесячно потребляют 7729 кВтч электроэнергии, а почти 20% от этого количества (1925 кВтч) сжигают места общего пользования, то есть подъезды и лифт. За эти 1925 кВтч управляющая компания заплатит энергетикам более 7000 рублей из ежемесячного сбора по дому. Логика проста: чем больше денег понадобится на освещение подъездов, тем меньше их останется на другие работы – в подвалах, на кровле.
Так вот, плохой компании все равно, сколько света съедят лампочки Ильича в ваших подъездах. Не из своего же кармана она расплачивается. Хорошая компания подумает, как можно сэкономить.
Для чистоты эксперимента
Вот уже год проводится эксперимент по энергосбережению в районе Сокол на Севере столицы.
Началось все с того, что одна из российских фирм – разработчиков инновационной продукции предложила управляющей компании установить в подъездах жилых домов светодиодные модули и посмотреть, насколько это выгодно управленцам и жителям.
По словам директора ГУП «ДЕЗ Сокол» Ивана Богомолова, для чистоты эксперимента были взяты два одинаковых дома – стандартные девятиэтажки серии II-18 на улице Алабяна, 21, корпуса 1 и 2, только что прошедшие капитальный ремонт. В домах была заменена вся электрика: проводка, светильники, щитовые.
Их выбрали еще и потому, что приквартирные холлы не имеют окон, а значит, и естественного освещения, круглые сутки здесь горит свет, электроэнергии тратится много. Поэтому и экономия будет особенно очевидной.
В подъезде первого корпуса все люминесцентные лампы заменили на светодиодные модули со специальными датчиками, включающими светильники только при появлении человека. Во втором корпусе все оставили как есть. Установили счетчики, фиксирующие потребление электроэнергии в подъездах обоих корпусов, и стали отслеживать ситуацию.
Всегда на дежурстве
Светодиодные модули имеют два режима работы: дежурный и полный. При дежурном светильник работает на треть своей мощности – так он горит, когда в подъезде никого нет, чтобы человек, выйдя на площадку, не шагнул в полную темноту.
Но стоит только кому-то появиться, светильник загорается на полный режим, причем включается моментально. Мощность светодиодов всего 16 Ватт. При этом они дают достаточно света, не дребезжат и не мигают, используются в существующих осветительных плафонах – их замены не требуется.
Напряжение в подъездной электросети, достаточное для полноценной работы диодных ламп, составляет всего 24 вольта вместо обычных 220. Специально для этого на входе в сеть дежурного освещения подъезда был установлен понижающий трансформатор. А это дополнительная гарантия пожарной безопасности, защита недешевых чудо-светильников от воровских посягательств (применить в квартире или на даче такие светодиоды не получится). Наконец, выгода в плане экологии.
Очевидным плюсом новых ламп является значительное снижение затрат на эксплуатацию, так как срок их службы десять лет против двух-трех месяцев для люминесцентных ламп. Светодиоды также не требуют специальной утилизации, а в случае аварийного отключения электричества способны работать независимо полтора-два часа.
Ручками похлопаю, ножками потопаю…
Жители в целом поддерживают эксперимент, хотя и признают, что в подъезде стало темновато. К такой системе освещения надо привыкнуть. Датчики реагируют на появление человека сразу, но и снижают накал довольно быстро, если нет движения.
«Меня новое освещение устраивает, – говорит жительница первого корпуса Алла Губина, – но моей маме не хватает времени при полном освещении закрыть квартиру, приходится делать движение или хлопнуть в ладоши, чтобы свет вновь стал ярким. А в целом энергосбережение – дело хорошее, в духе времени, особенно если благодаря светодиодам у нас снизится оплата за техническое обслуживание нашего дома».
В первом корпусе, кроме светодиодного освещения подъезда, управляющая компания модернизировала лифт, чтобы посмотреть, сколько на этом можно сэкономить. В июле 2010 года установили частотно-регулируемый привод и регенеративный модуль. Благодаря этому лифт при опускании возвращает электроэнергию в сеть. Заменили вызывную и приказную аппаратуру (проще говоря, кнопки). Сделали светодиодное освещение кабины и с помощью двунаправленного счетчика учета потребления электроэнергии лифтом стали считать, сколько киловатт он потребляет при подъеме и сколько возвращает в сеть при опускании кабины.
Цена вопроса
Итоги эксперимента обнадеживают. После установки частотно регулируемого привода и регенеративного модуля потребление электроэнергии лифтом снизилось на 36 процентов. Ежегодно можно получить 200 кВт/час чистой («зеленой») энергии, на которую не расходуются ни газ, ни уголь, ни мазут. Правда, срок окупаемости составляет 9,5 года.
Замена люминесцентных светильников на светодиодные модули позволила сократить потребление электроэнергии подъездным освещением на 84%. Срок окупаемости проекта год.
В целом проведение модернизации подъездного освещения и лифта позволит сократить годовое общедомовое потребление электроэнергии на 18 904 кВт/час, или на 16,1%.
В этих цифрах заложена и экологическая составляющая. Для производства 1000 кВт/час электроэнергии требуется 1,23 тонны условного топлива. При сжигании на ТЭЦ 1,23 тонны топлива в атмосферу выбрасывается 21,8 кг вредных веществ.
Очевидно, что энергосбережение выгодно и управляющей компании, и жителям. Только таким путем можно обуздать растущие каждый год расходы на жилищно-коммунальные услуги. И надо, чтобы этот опыт распространялся на все большее число московских домов.