Какой опасный фрукт!
В жилищном сообществе не утихают споры о том, является ли лифт опасным производственным объектом или нет. Конечно, если домом управляет ДЕЗ, то у собственников голова по этому поводу не болит. Другое дело – ТСЖ и ЖСК. Там за безопасную эксплуатацию подъемного механизма отвечает председатель.
Из-за чего сыр-бор
Три года председатель одного из московских ЖСК пытается доказать, что лифт не является опасным производственным объектом. И даже получила на этот счет разъяснения из комитета по законодательству Госдумы РФ о том, что «жилой дом и, в частности, пассажирский лифт не являются опасными производственными объектами». Но Ростехнадзор, в функции которого входит контроль за использованием таких объектов, да и сами лифтовики так не считают. В самом деле, в приложении 1 федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к таковым относят объекты, на которых получают, используют, перерабатывают, хранят воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества. Вроде жилой дом в эту «компанию» не входит. Но он таковым становится, если в нем по пункту 3 приложения «используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры». Выходит, пятиэтажка без лифта – обычный объект, высотка с лифтами – объект опасный.
Для председателя ЖСК или ТСЖ это оборачивается дополнительными заботами и расходами. И немалыми. Нужно выделить штатную единицу – ответственного за эксплуатацию лифтов, и раз в год направлять его на обучение и аттестацию. Стоит подготовка своего кадра 30 тысяч рублей. Ростехнадзор потребует застраховать гражданскую ответственность управляющей организации. Дому, в котором, скажем, двенадцать лифтов, это обойдется в семь тысяч ежегодно. Владелец должен страховать гражданскую ответственность. А надо ли? В России уже существует судебная практика по этому поводу. Если нарушены нормы эксплуатации лифта, то инспекторы Ростехнадзора рекомендуют владельцу прекратить ее. Если предписание не выполнено и рекомендованные работы не проводятся, то тогда инспекторы передают дело в суд. И суд выносит решение о приостановке эксплуатации лифтов в срок до 90 дней. Административное взыскание может быть наложено как на должностное, так и на юридическое лицо.
Лифты должны регистрироваться в государственном реестре опасных производственных объектов. ТСЖ или ЖСК обязаны заключить договор на техническое обслуживание со специализированной организацией, которая за каждый лифт возьмет по 2–3,5 тысячи рублей в месяц. Цена зависит от этажности дома. Выходит, лифт – удовольствие не только опасное, но и дорогое.
В паутине нормативов
По лифтовому хозяйству принято немало нормативов, которые надо знать и выполнять. Кроме вышеупомянутого закона № 116-ФЗ есть еще и постановление правительства РФ от 10.03.1999 года № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте». Его исполнение обязательно для всех юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы. Предусмотрена ответственность руководителя эксплуатирующей организации. В нашем случае – председателя ЖСК или ТСЖ. Этот закон обязывает владельца (эксплуатирующую организацию) обеспечивать содержание лифта в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию.
И вот здесь начинается путаница. Пожалуй, только в нормативных актах по лифтовому хозяйству между владельцем и эксплуатирующей организацией стоит знак равенства.
Но… Что есть, то и есть. Коли, по мнению авторов, это одно и то же, разберемся, как в такой ситуации действовать председателю ТСЖ или ЖСК.
По мнению начальника управления охраны труда и промышленной безопасности МГУП «Мослифт» Андрея Зверева, надо понимать, что владелец лифта и эксплуатирующая организация – ТСЖ или ЖСК – заключает договор на техническое обслуживание лифта со специализированной организацией. Но между нею и владельцем может стоять и сторонняя эксплуатирующая организация, наняв которую, ТСЖ избавится от лишней головной боли. И здесь главное – четко прописать в договоре, кто и за что несет ответственность.
Специализированная организация по техобслуживанию лифтов берет на себя разработку технической документации, предоставляет квалифицированную обслугу, ведет контроль за качеством работ и соблюдением правил техники безопасности. Она также по отдельному договору может взять на себя обязанности эксплуатирующей организации.
Специализированная организация про-водит ППР – планово-предупредительный ремонт. Он регламентирован приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и ЖКХ от 17.08.1998 года № 53. Собственно, ППР – это периодические технические осмотры, текущий ремонт и аварийно-техническое обслуживание. И восстановление лифта – капремонт и модернизация. Важно не путать одно с другим. Капремонт предусматривает замену или восстановление частей лифта после 6–10 лет их службы (надо ли говорить, что сроки не выдерживаются, лифты ремонтируются по необходимости). При модернизации обновляются узлы и детали, тем самым обеспечивается новый технический уровень лифта, повышается степень его безопасности. К примеру, если под порогом кабины установить защитный фартук, то это предотвратит падение человека в шахту.
Модернизация практикуется на механизмах, отслуживших 25 лет. По заявке эксплуатирующей организации она может быть проведена до истечения срока службы в зависимости от технического состояния.
Определяет, нуждается ли лифт в замене или достаточно частичной модернизации, не эксплуатирующая и не специализированная организация. Это может делать только независимая экспертная организация, которая раз в год проводит техническое освидетельствование лифта и выносит вердикт.
На случай беды
Страхованием гражданской ответственности занимаются компании, рекомендуемые обычно Ростехнадзором. Мера эта вмененная или обязательная. Однако в Москве разработана нормативная база по концепции добровольного страхования общего имущества, в том числе и лифтов, которая позволит собственникам снизить затраты на ремонт и модернизацию и обеспечит страхование от несчастных случаев. На этот счет выпущено постановление правительства Москвы от 13 июня 2006 года № 391-ПП «О мерах по развитию страхования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах». Условия город предоставляет, опять же, льготные – готов нести обязательства по возмещению ущерба в размере сорока процентов от его суммы.
По словам заместителя генерального директора ГУ «Городской центр жилищного страхования» Ирины Чертковой, в этом постановлении все объекты общего имущества разделены на три группы: конструктивные элементы и элементы отделки, инженерное оборудование, лифты и лифтовое оборудование.
Размер страхового взноса за страхование лифтов незначительный и зависит от этажности дома, количества подъездов. В среднем это 420–800 рублей в год на все строение. К примеру, на дом серии П-44 из четырех подъездов взнос составит 843 рубля в год, из двух подъездов – 421 рубль в год. С квартиры получается 2,52 рубля. Выплата возмещения производится по сметной стоимости, которую представит Мослифт.
По данным Мосжилинспекции, более 24 тысяч лифтов, или 52 процента лифтового хозяйства столицы, находится в неисправном состоянии. Причем каждый лифт в среднем ломается полтора раза в месяц. Возможно, страхование и есть та самая соломинка для спасения собственников, которые все как один сейчас страшатся тяжкого бремени ответственности за их общее имущество.