Ваша справка бита!
Назвать жилищно-коммунальное хозяйство высокотехнологичной отраслью, право, язык не поворачивается. Оно что двадцать лет назад, что нынче ассоциируется с метлой и лопатой. Но вот в микрорайоне Гавриково (это в Южном Бутове) внедряют пилотный проект, аналогов которому в столице нет.За себя и за того парня…
Общедомовыми счетчиками горячей и холодной воды оснащены все дома Юго-Запада столицы. И в 97 процентах из них расчет производится по их показаниям. Да, для города – выгода: бюджетные расходы уменьшаются. Но это никак не отражается на расходах граждан, ведь нередко в соседних квартирах находятся «лишние» жильцы, которые нигде не зарегистрированы, а воду, между тем, расходуют. Выход – как и во всем мире – один: реальную картину могут дать лишь счетчики в квартирах.
Сейчас потребление учитывается так. В договоре с квартиросъемщиком определено, каким образом он станет передавать сведения оператору ЕИРЦ (Единого информационно-расчетного центра). Либо по телефону (хотя дозвониться в центр – задача не из легких), либо будет приходить сам, а значит затратить время на дорогу и ожидание в очереди.
В ЕИРЦ Южного Бутова попробовали пойти навстречу людям: завели тетради, куда жители могут вписать показания своих счетчиков. Но добираться в ЕИРЦ при этом все равно надо.
В свою очередь, оператору необходимо вручную «забить» показания в компьютер по каждой квартире, с которой заключен договор. Значит, надо работать, не выпуская из рук телефонную трубку, и одновременно обслуживать очередь.
Куда хочу – туда зайду!
В Гаврикове действует автоматизированная система учета. Конечно, и сами квартирные приборы здесь более совершенны – это водосчетчики с импульсным выходом. Сигнал от них приходит на электронный прибор измерителей расхода, установленный в поэтажном щитке. Он считывает информацию и передает ее на хранение в системный блок, расположенный в ОДС (сюда же, кстати, поступают данные с общедомовых приборов учета). Для обработки накопленной информации разработана программа, которая каждый час сверяет результаты и дает возможность получать сведения в виде таблиц и графиков. С системного блока все эти данные передаются в ЕИРЦ, а также ДЕЗ – по оптико-волоконной связи.
Вместе с главным инженером ДЕЗа «Южное Бутово» Романом Бондаренко мы побывали в нескольких квартирах. Система смонтирована так, что вряд ли помешает даже самой привередливой хозяйке: в техническом шкафу от счетчиков отходят четыре проводка. В подъезде никакой дополнительной «паутины» тоже нет. Объяснение простое: для передачи данных используются уже существующие линии связи районных ОДС и Мослифта.
Говорю своему собеседнику:
– Судя по всему, проект стоит больших денег…
– Смотря для кого. Общие затраты составили 5 897 тысяч рублей, на одну квартиру пришлось 1,9 тысячи рублей. Деньги бюджетные, ни один житель не потратил на это ни копейки. Внедрять систему начали с 2004-го, одни дома подключили год назад, другие – нынешней весной.
Знакомство с достоинствами проекта продолжилось в кабинете главного инженера.
Он щелкает компьютерной мышкой:
– Не выходя отсюда, мы можем «зайти» в любую квартиру и узнать расход воды по часам, по суткам и месяцам. Из графиков видно, когда воды расходуют больше, когда – меньше.
Хитрые гаврики…
Эти данные важны для ДЕЗа и ЕИРЦ, а какой прок от них простому смертному? Мне, можно сказать, повезло: услышала мнение непосредственно жителя. Узнала только имя: Олег. Во время нашей встречи с Бондаренко он как раз и заглянул в его кабинет. Настроен был по-боевому.
– Во всех квартирах экономия 30 процентов, а у меня перерасход… Не годится ваша система!
Главный инженер вызвал начальника ПТО Светлану Серикову:
– Посмотрим на расход воды жильцами вашей квартиры. Он у вас неимоверный. Один человек по нормативам использует за месяц 11,68 кубометра воды, из них 4,745 кубометра горячей, 6,935 – холодной. Если есть квартирные счетчики, расход, как правило, меньше, но холодной воды все равно потребляется в полтора раза больше, чем горячей. А вы тратите 25 – 30 кубов горячей и всего семь – холодной. Похоже, вместо горячей воды у вас идет холодная.
Это вызывает новое возмущение Олега:
– Именно так. Температура горячей воды не выше 44 градусов!
– А мы сейчас проверим, что происходит в квартирах, расположенных над вами. Видите, везде аналогичное соотношение горячей и холодной воды. Проблемы только у вас. Значит, сосед сверху перекрыл стояк. Обычно это делают при незаконных перепланировках, когда утепляют полы. Напишите заявление…
Ай, да система! Она позволяет не только обнаружить проблему в конкретной квартире, но и выявить ее причину! Причем, для этого даже не нужно выходить из кабинета.
– Система, – продолжает Роман Бондаренко, – помогла нам «переварить» немыслимое число справок из дачных кооперативов. Жители буквально завалили нас этими бумагами. Мол, уехали на лето из квартиры, а нам по-прежнему считают деньги за воду… В других микрорайонах берут подтверждение от соседей дачника, что он, мол, и в самом деле жил за городом. Волынка, одним словом. В Гаврикове проблема решается просто. Приносит человек справку о том, что отсутствовал в течение четырех месяцев. Обращаемся к компьютеру и видим: воду в это время расходовали… Выходит, липовая справка. И таких «документов» оказалось аж 90 процентов!
На 36 процентов меньше
Сейчас в Южном Бутове заключено почти пять тысяч договоров, согласно которым расчет с жителями производится по показаниям квартирных приборов учета.
Вот что рассказал Александр Иванов, ведущий специалист НПО «ТЕКОN-Avtomatika». Это объединение непосредственно участвовало в эксперименте в Гаврикове.
– Наше предприятие разрабатывает программное обеспечение для новой системы. В результате ЕИРЦ смогло получать информацию в удобочитаемом виде и выставлять жителям плату не по пресловутым нормативам, а по факту. При этом программа построена так, что если понадобится ввести в нее дополнительные функции, мы просто надстроим их в виде электронных «кубиков», добавив к существующей основе.
Сейчас система позволяет диспетчеру ОДС контролировать ситуацию на объекте в режиме реального времени. Диспетчер может обнаружить прорыв трубопровода – как под землей, так и в квартире. Компьютер подаст сигнал, если на каком-то участке показатели превышают нормативные. Он даже покажет на ситуационном плане место, где произошла авария.
Что же конкретно дает квартирный счетчик? Истинный расход воды в расчете на одного жителя, в среднем, на 36 процентов меньше нормативного. И примерно на треть ниже общедомовых показателей. Система впервые дала жильцу реальную возможность получить вознаграждение за бережливость.
Вот что рассказала Светлана Серикова – из собственного опыта:
– В моей квартире живут два человека. За десять месяцев мы сэкономили две тысячи рублей. И вдвоем расходуем меньше, чем по нормативу приходится на одного.
Внедрение проекта близится к завершению, к концу года предстоит обобщить результаты работы. В рекомендациях будут учтены все проблемы, с которыми пришлось столкнуться. Так что те, кто захочет воспользоваться интересным опытом, пойдут уже проторенным путем.