Станислав Храменков: пора пересмотреть отношение к водным ресурсам
Москвичи потребляют вдвое, а то и втрое больше воды, чем жители любого из крупных городов Европы, расположенных в нашем климатическом поясе. Ну разве не абсурд? В прошлом году появилось постановление правительства Москвы «О мерах по улучшению системы учета водопотребления…», согласно которому до 1 сентября 2005 г. в каждом доме должны появиться приборы учета.
На одном из городских совещаний гендиректор МГУП «Мосводоканал» Станислав Храменков сказал, что теперь у коммунальщиков появился реальный «инструмент для нормального учета ресурсов». Мы обратились к Станиславу Владимировичу с просьбой подробно рассказать об этом инструменте.
– Помнится, как мы когда-то подтрунивали над англичанами: затыкают отверстие в раковине и так моют посуду. Вот, мол, западная расчетливость, она же скупость. Не в пример нашей широкой русской душе…
– А это не скупость, просто другое мышление – экологическое. Исследования, которые проведены Международным банком развития и реконструкции, показали, что треть населения планеты живет в условиях умеренного или острого дефицита воды. К 2050 году это число может возрасти вдвое. И тогда не исключено, что из-за нехватки воды начнутся войны. Что же касается английского примера… Люди просто понимают, что вода – бесценный природный продукт, бережное отношение к ней, если хотите, часть общей культуры человека, показатель его воспитанности. Соответственно и ведут себя. Так не только в Англии. В большинстве стран Европы нет ванных, а только душ. В ряде городов США люди совсем не бедные поменяли смывные бачки в туалетах: старый вмещал восемь литров, новый – четыре. А в Германии для тех же бачков или полива садика используют исключительно дождевую воду. Ее собирают с крыш по водостокам в полиэтиленовые емкости и миниатюрным насосом подают в дом.
– Но нам-то такой дефицит не грозит?
– Нам – нет. Но у нас другая беда: чрезмерное потребление воды, неоправданное с точки зрения фактических нужд. При этом самым расточительным является жилищный фонд. Можно, конечно, винить людей, но вся наша жилищно-коммунальная система покоилась на неисчерпаемости и дешевизне водных ресурсов. Я, инженер старой школы, корю себя за то, что в какой-то мере и сам участвовал в создании этой системы. Вот мы возмущаемся существующими нормативами – 384 литра на человека в сутки. Но ведь даже ЦТП строились из расчета, что на каждого жителя должны приходиться 500–600 литров. Соответственно проектировали диаметры трубопроводов, мощность насосного оборудования. Постановление о счетчиках – это, по сути, попытка не только изменить сознание людей, но и коренной пересмотр ряда инженерных решений водоснабжения. На это потребуется немало средств. В том числе и населения.
– Хотел бы сразу перейти к расходам семьи на водомеры. Упомянутое постановление говорит о том, что они должны быть в каждом доме. В новых домах их ставят строители (включая их стоимость в продажную цену жилья). В старой застройке расходы должны нести сами жители. Если, конечно, захотят… Во сколько это обойдется?
– Примерно 2 тысячи рублей за счетчик холодной воды и столько же – горячей. Такие счетчики предлагает московский завод «Водоприбор». И если к вам придут какие-нибудь мастера и потребуют 5–6 тысяч, доказывая, что у них более совершенные приборы – не верьте! Предложенные заводом приборы учета воды соответствуют мировым стандартам и прошли проверку временем. Не у нас, в Европе. Хотя производство приборов отечественное, главное устройство – счетный механизм – германское. У наших, к сожалению, пока не получается. Пробовали сконструировать подобный механизм Второй московский часовой завод, Чистопольский часовой. Но те быстро выходили из строя. Однако попытки полностью производить водомеры в России не оставлены. Не сомневаюсь – появятся российские приборы целиком из отечественных узлов.
– Что конкретно дает счетчик московской семье?
– Экономию воды вдвое – втрое. Таков пример Сиреневого бульвара в Восточном округе – в автоматическом режиме там получают общее показание счетчика по каждому дому и по каждой квартире. И, кстати, сразу стали видны все несуразности. В одной квартире обнаружили потребление… более 1 000 литров в сутки! Пошли искать хозяина. Не застали. Соседи сказали: бабушка на даче. Нашли ее, и что оказалось? Женщина отдыхает, кран открыт, счетчик крутится. Так что не думайте, что все дело в совершенстве системы учета – переход от норматива к реальному потреблению. Необходимо иное отношение к расходу воды. Бережливость должна войти в сознание. Мы сталкивались, например, с такими случаями: первые два – три месяца люди поглядывают на прибор, а потом возвращаются к старым привычкам, и тогда есть ли водомер, нет ли его, все равно в семье тратится три – четыре сотни литров на человека.
Если в кухне просто оставить капающий кран, то за сутки набежит несколько ведер. Чистите зубы: щетка во рту, а вода из крана бежит. Еще несколько лишних литров. Таких примеров можно привести немало. Надо
более внимательно, более строго относиться и к домашней технике, и к собственным привычкам. Надо воспитывать у людей хозяйское отношение к своему дому. Более ответственное…
– Что вы имеете в виду?
– Счетчики – это не только прибор учета, но и психологический фактор. Да, сегодня люди платят по нормативу. Но если поставят прибор хотя бы на дом – они начнут считать расход: разделят общее количество на количество зарегистрированных в доме лиц, и вдруг окажется, что платить нужно даже больше, чем по нормативу. И тут Иванов – честный плательщик – вспомнит, что у соседа Петрова живут не трое (по регистрации), а восемь человек, ниже этажом у Сидорова пьянки-гулянки – льют воду. Еще один сосед прачечную на дому организовал. Это что же – за всех рассчитываться?
– И появятся стукачи…
– Ложное понятие о благородстве. В других странах это называется выполнением гражданского долга. Если вы, например, в Стокгольме подъехали к дому на «Ягуаре», а получаете зарплату 2 тысячи евро в месяц, то, думаю, через 10 минут три четверти окрестных жильцов позвонят в налоговую инспекцию. И получат за это вознаграждение. Ведь свой же сосед их же и обокрал, не заплатив налоги с «левых» заработков. Их возмущение – нормальная реакция. Так и с водой.
– Вернемся к сантехнике в квартире. Вот вы сказали, что она тоже экономит воду. У меня дома стоит кран фирмы Grohe. Из него вода бежит с пузырьками воздуха. Это хорошо?
– Это 10% экономии воды. В таком кране специальная сеточка – она создает эффект инжекции: смесь воды с воздухом. Да и сама вода больше насыщена кислородом. Конечно, в большинстве московских квартир все еще допотопная техника. Заменить ее – удовольствие дорогое. Но чтобы снизить, например, расход воды в туалете, не обязательно покупать новый бачок. Положите на дно кирпич – вот уже в бачке не 8 литров… Наиболее продвинутые москвичи (в данном случае речь идет об индивидуальных домах) научились экономить не только холодную, но и горячую воду. Сейчас появилась новая система отопления индивидуального жилья: рядом с домом закапывают под землю трубопровод-змеевик и насосом в полтора киловатта гоняют по этой системе воду, используя тепло земли. Ведь даже если на улице мороз, то под замерзающим слоем постоянная температура – плюс 7–8 градусов. Нагрев ее обходится дешевле, чем использование воды теплоцентрали.
– Вот вы сейчас упомянули о тепле. Это ведь тоже одна из больших статей жилищно-коммунальных расходов. И тоже связанная с водой. Есть ли приборы, регулирующие подачу тепла в квартиры?
– Есть. Но старые московские жилища не приспособлены для них: в доме ведь общие стояки. Поэтому пока надо начинать с того, чтобы соблюсти все параметры в ЦТП, наладить строгий контроль над расходом теплоносителя. У нас бывает так: рано утром открываешь кран и долго ждешь, когда побежит горячая вода. А холодная бесполезно уходит в канализацию…
– Недавно Контрольно-счетная палата Москвы доложила жилищной комиссии Мосгордумы, как были использованы бюджетные средства на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии и воды. Оказалось, что потраченные деньги расходовались неэффективно: несмотря на то, что эта программа была профинансирована полностью, к 1 сентября (как это требует постановление правительства) в городе будет установлено лишь 53,4% от необходимого числа счетчиков. Судя по отчету КСП, в провал программы внесли лепту и департаменты мэрии, и все десять префектур. А как дела обстоят у вас?
– Да, установка счетчиков поручена правительством Москвы также и нашей организации. Замечу, что мы начали ее задолго до постановления. Наши счетчики стоят уже во многих сотнях домов. Но сказать, что полностью удовлетворен работой Мосводоканала, не могу.
– Давно занимает вопрос: в чем ваша-то заинтересованность? Экономия – прямые убытки водоснабженцев. То есть вашей организации. Вы-то почему так активно ратуете за счетчики?
– Ответ простой: выигрываем! Уменьшим нагрузку на природу. Сегодня в расчете на одного москвича забираем более 380 литров воды в сутки, из них 200 литров – неэффективных: утечки в кранах, громоздкие сливные бачки и вообще безобразное отношение к экономии.
Огромный резерв – 200 литров! Уменьшим диаметр труб, снизим мощность насосов. А раз так – будем меньше платить Мосэнерго. Кроме того, меньше средств уйдет на такую дорогостоящую процедуру, как очистка воды. А ведь это все наши деньги! Задачу поставили такую: система водоснабжения должна пропускать не пять – шесть млн. куб. метров воды в сутки, а четыре. Одним словом, нас ждет модернизация всей системы водоснабжения. И мы уже приступили к ней. Работа большая, сложная, рассчитанная не на один год. А выиграет не только город, но и каждая московская семья.
О нашем собеседнике
Станислав Владимирович Храменков родился в 1951 году в Могилевской области. Окончил Московский инженерно-строительный институт и Академию народного хозяйства.
В 1971 году пришел работать в Мосводоканал. 14 марта 1987 года стал его генеральным директором.
Женат. Имеет двоих детей.