Рецепт от Делягина
Тарифы на услуги ЖКХ можно снизить на треть
Так считает директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН. А как это сделать, он объяснил на пресс-конференции, где презентовал свои предложения.Известному экономисту Михаилу Геннадьевичу не откажешь в категоричности и очень даже критичном отношении к деяниям федеральной власти. Но с марта 2002 года по август 2003-го он трудился в качестве помощника премьера Михаила Касьянова, поэтому, надо думать, суть финансовой политики правительства познал изнутри.
Прежде всего он напомнил, как сейчас обстоят дела с финансами в отрасли. Норматив оплаты населением коммунальных услуг на середину этого года составил 82%. Реально же население оплачивает 57%, и за последние три года эта доля выросла незначительно. Около 10% из недостающих до 100% не оплачивается вообще, а остальные 25% возмещаются бюджетами. Но как показывает статистика, и они не проплачиваются полностью. Так, компенсация льгот гражданам в прошлом году (51 млрд. руб.) профинансирована лишь на 75%, а жилищные субсидии (31 млрд. руб.) – только на 85%.
И вообще, считает Михаил Делягин, плохое финансовое состояние ЖКХ вызвано, прежде всего, систематическими неплатежами бюджетов всех уровней и бюджетных организаций. Общая задолженность достигла сейчас 54 млрд. рублей, в том числе 50 млрд. – на совести бюджетов и 4 млрд. недоплатили организации, получающие деньги из федерального бюджета. Однако, финансово оздоровить отрасль правительство собирается, обойдясь без банкротств, но и без явного возврата недоданных бюджетных средств. А это, по мнению Делягина, наряду с внутренним хаосом в отрасли, замешанным на коррупции, – главный внешний фактор разрухи. Поэтому, считает экономист, государство должно признать свои долги перед ЖКХ и предусмотреть средства для их погашения в бюджетах будущих лет.
Деньги ведь у государства имеются. По итогам ноября Стабилизационный фонд может превысить полтриллиона рублей. На днях, выступая на правительственном часе в Госдуме, Герман Греф сказал, что фонд выполняет две основные функции: стерилизация денежной массы и поддержание бюджетной стабильности. При этом часть Стабилизационного фонда можно использовать на инвестиционные проекты государства в тех сферах, за которые оно отвечает, считает Г. Греф. Он пояснил, что это – инфраструктурные проекты, возможные проекты частно-государственного партнерства в социальной сфере. И уже есть договоренность с министром финансов, что с 2006 года не менее 2 млрд. долларов из Стабилизационного фонда будут направляться на подобные проекты. А вот на 2005 год пока ничего такого не планируется, хотя государству следовало бы все-таки погасить бюджетные долги в ЖКХ. Ведь чем быстрее это сделают, тем эффективнее будут проводимые в отрасли преобразования.
Михаил Делягин также считает, что необходимы детальная проработка федерального стандарта стоимости услуг ЖКХ (позволяющего учитывать климатические и инфраструктурные особенности регионов) и жесткий контроль за его соблюдением, включая детальный контроль за издержками коммунальных предприятий. Причем нормативная стоимость услуг, по мнению экономиста, должна ежегодно снижаться, стимулируя организации ЖКХ к энергосбережению. А в тарифы нужно включать не «нормативную» прибыль, а расходы на достижение конкретных инвестиционных целей, что должно жестко контролироваться. Ну а сверхнормативная экономия должна оставаться в распоряжении организаций ЖКХ.
Во всех реформаторских преобразованиях государству нужно больше позаботиться о малоимущих, считает Михаил Делягин. По его мнению, из бюджета должны субсидироваться совокупные расходы семьи на коммунальные нужды, включая стоимость найма жилья в муниципальном жилищном фонде, превышающие 10% совокупных доходов семьи (не 22%, как сейчас). Это перекладывает удовлетворение аппетитов коммунальных монополий на государство и мобилизует его. Таким образом регионам предлагается последовать за Москвой, где уже принят такой уровень поддержки малоимущих.
А вот удастся ли заполучить на нужды ЖКХ часть средств из Стабилизационного фонда – большой вопрос. Ведь на днях Росстрой передали из ведения Минпромэнерго Министерству регионального развития РФ, у которого, надо думать, меньше влияния в правительстве, чем у ведомства Виктора Христенко.