19:26:30
22 сентября 2024 г.

ЕИРЦ: Людям должно быть удобно

Одна из основных целей создания единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ) – организация процесса оплаты ЖКУ, удобного для москвичей. О том, как идет эта работа в городе и какие изменения ожидают москвичей в оплате жилищно-коммунальных услуг, рассказывает начальник Управления городского заказа Москвы Владимир Стрельбицкий.– Владимир Петрович, цитирую только что принятое постановление правительства Москвы «О создании Единых информационно-расчетных центров»: «… в целях совершенствования системы обслуживания населения в жилищно-коммунальной сфере, в том числе информирования о предоставленных жилищно-коммунальных и прочих услугах, начислениях и оплате за них, отработки механизмов эффективного управления жилищным фондом…»
– Именно так. Это один из этапов жилищно-коммунальной реформы. Сегодня жители оплачивают 13 видов услуг, включая страхование. Среди них: наем, оплата жилья или техобслуживание, вывоз мусора, отопление, горячая и холодная вода, газ, радиоточка, телеантенна, запирающие устройства. Все перечисленные услуги москвичам приходится оплачивать по пяти и более различным квитанциям. Теперь эти платежи через расчетные центры объединяются в единую квитанцию, в которой по каждому виду услуг жителю будет выставлен платеж за текущий месяц. Единые квитанции будут формироваться в расчетных центрах и доставляться непосредственно жителям.
– Какие услуги не вошли в единую расчетную квитанцию и почему?
– Оплата за электроэнергию и телефон. Мосэнерго и МГТС – это акционерные общества, которые не являются организациями городского подчинения. Принятое постановление правительства Москвы дает правовые основания обратиться в эти организации с предложением внести оплату за пользование телефоном и электроэнергией в единый платежный документ. Сейчас этот вопрос прорабатывается с учетом поставленной мэром города задачи: перейти от бумажной квитанции к пластиковой карте, что станет первым шагом на пути создания социальной карты москвича. – Кто будет доставлять платежные документы жителям?
– Организуют этот процесс префектура или районная управа: где-то прибегнут к помощи ДЕЗов или почтовой связи, где-то достигнут договоренности со старшими по домам и подъездам.
– Где можно будет оплатить единую квитанцию?
– Как и прежде, т.е. в организации, уполномоченной принимать жилищно-коммунальные платежи. Если житель не может или не хочет по каким-либо причинам оплатить все услуги, которые включены в единый документ, то это можно сделать частично и в рассрочку, либо после устранения претензий.
– Для этого, наверное, требуется иметь разрешение жилищной организации?
– Нет, достаточно заполнить в организациях, уполномоченных на прием жилищно-коммунальных платежей, произвольное извещение-квитанцию, куда от руки надо будет вписать только те ЖКУ, которые гражданин намеревается оплатить в два или несколько этапов из-за вынужденных денежных проблем. Это можно сделать также и в том случае, если с какими-то расчетами гражданин не согласен.
– Но ведь в едином платежном документе указана полная сумма за услуги, и тогда (при частичной оплате или за отдельные услуги) у жителей могут возникать вопросыѕ
– Сумма недоплаты по текущему платежу будет включена в квитанцию за следующий месяц как долг. Сотрудники ЕИРЦ передадут поставщику услуги информацию о неплательщиках и должниках в виде реестра. Договорными отношениями предусмотрено, кто будет проводить претензионную работу. Во всех округах и по каждому поставщику это может быть по-разному.
– Кто призван объяснять населению подобные различия в организационной структуре ЕИРЦ?
– Скоро состоится семинар по обучению специалистов единых информационно-расчетных центров. По всем возникшим вопросам жители смогут обратиться и в жилищную организацию, и в расчетный центр.
– Не случится ли так, что москвичи получат платежки раньше, чем начнут работать ЕИРЦ?
– Согласно постановлению правительства Москвы доставка квитанций и создание расчетных центров должны быть организованы одновременно.
– Возможна ли ситуация, когда при обращении гражданина в расчетный центр он услышит, что информация на него пока не поступила?
– В принципе исключена. Если житель имеет единый платежный документ, это означает, что информация по всем видам услуг уже собрана и каждому плательщику присвоен персональный штрих-код.
– Уже сейчас можно предположить вопросы граждан по приборам расхода воды. Как быть в таких случаях? Иначе мы опять будем создавать информационную базу как бы по фактическому учету платежей за услуги, а жители как бы будут их оплачивать.
– Помимо поквартирного учета расхода воды существуют такие учеты в целом по дому, причем суммы показаний квартирных приборов учета и общедомовых будут отличаться на некоторую величину.
– Почему?
– Потому что помимо жильцов водой, например, пользуются рабочие комплексной уборки, которые моют лестничные клетки в подъездах и поливают газоны во дворах. Электроэнергия тоже расходуется не только для освещения квартир. Я считаю, что должны быть установлены правила оплаты этой разницы.
– Как это возможно сделать?
– Сначала будут апробированы несколько пилотных проектов по отработке методики расчетов, и только потом мы внедрим систему во всем городе.
– Главный поставщик водных ресурсов в столице – «Мосводоканал» согласен с данной схемой? Ведь строгий учет ресурсов позволит определять их фактическое потребление, и тогда жители вряд ли захотят за свой счет компенсировать затраты, возникшие из-за некомпетентности эксплуатационных служб.
– «Мосводоканал», как никто, заинтересован в достоверной информации о расходовании воды. Потери ресурсов, возникшие по вине эксплуатирующей организации, будут возмещаться за ее счет.
– Получается, что мы хотим создать учет оплаты за ресурсы, не обеспечив надлежащим образом контроль за их расходованием. То есть граждан призывают платить полным рублем не по стоимости, а по нормативу…
– Вот здесь очень важный момент. Граждане не платят полным рублем за услуги ЖКХ даже по добровольной квитанции, потому что вся «коммуналка» дотируется из бюджета города. Отличие в том, что по добровольному и обязательному платежам эта доплата имеет разные величины. Другой вопрос, что в Москве пока действительно нет поквартирного учета расходования воды. Есть отдельные случаи, когда сами жители принимают коллективные решения ввести в своих домах контроль за потреблением водоресурсов. Это, как правило, происходит в тех домах, где граждане получают полноценные жилищно-коммунальные услуги. Вполне логично, что и оплата за них производится не по нормативу, а по фактической стоимости.
– Вернемся к теме заполнения квитанций. Если гражданин может сам определить вид и величину услуги, за которые он готов заплатить, то собственноручно заполняет пустую квитанцию в банке. Что он должен вписать в бланк и к кому может обратиться для этого за помощью?
– Получить консультацию по правильному заполнению платежного документа гражданин может в едином информационно-расчетном центре, либо у операциониста банка. В квитанцию должны быть вписаны фамилия, имя, отчество плательщика, его адрес, тип оплаты (без страховки или с учетом добровольного страхования), сумма оплачиваемого платежа. Исправление, зачеркивание и т. д. не допускаются.
– В заранее заполненной квитанции указывается сумма, рассчитанная за полный календарный месяц. Между тем основания для частичной оплаты ЖКУ бывают разные. Например, отсутствие горячей воды, неисправность в коммуникациях… Как в таких случаях производить расчет?
– Объективных причин отсутствия горячей воды может быть много, но это – не основание для самостоятельных расчетов и уж тем более для неуплаты. Летом в Москве производится плановое отключение горячей воды, что учитывается при расчетах среднегодового потребления водных ресурсов. Вместе с тем, если горячая вода отсутствует дольше периода, предусмотренного нормативами, то, имея такую информацию, ЕИРЦ произведут перерасчет.
– Для Москвы ЕИРЦ – дело совершенно новое, или в столице есть жилищные организации, которые, пусть не так масштабно, но работают по данной методике?
– В ДЕЗе «Преображенское» Восточного округа вот уже несколько лет создан расчетно-кассовый центр, причем там же можно произвести и оплату за жилищно-коммунальные услуги.
– В каких округах в ближайшее время будут открыты расчетные центры?
– В Зеленограде ЕИРЦ фактически уже действует, в Юго-Восточном и Западном округах созданы первые центры, где отрабатывается технология процесса формирования единого платежного документа. График введения ЕИРЦ по административным округам есть, по текущему состоянию дел понятно, что некоторые префектуры уже готовы перейти на новую систему оплаты услуг ЖКХ.
– Владимир Петрович, простой вопрос: первая единая квитанция, которую получат москвичи, будет учитывать льготы и субсидии?
– Льготы, которые распространяются на граждан в соответствии с существующим законодательством, в базе данных ЕИРЦ имеются, и дополнительных документов для этого не требуется. Для получения субсидии житель должен заявить о своем желании ее получать и, соответственно, предъявить документ о своих доходах, чтобы доказать право на субсидию.
– В чем же отличие от существующих правил? Ведь чтобы гражданину представить одну справку о праве на субсидию, нужно собрать еще «тридцать три» документа, подтверждающих обоснованность его намерений.
– Сегодня именно так и есть. Граждане, а в основном это люди пожилого возраста, вынуждены обращаться в Мосгортепло, Мосэнерго, Мосгаз и другие организации за начислением тех сумм, которые потом будут сведены воедино в районном отделе субсидий, специалисты которого не имеют единой базы начислений по всем поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Теперь необходимость собирать справки по всем инстанциям отпадает автоматически, так как вся информация сосредоточена в одном месте. Жителю надо обратиться в ЕИРЦ, назвать свою фамилию и заявить доход. Этого вполне достаточно для начисления субсидии, если оплата за ЖКУ в пределах норм площади и нормативов потребления превышает 13 процентов совокупного дохода семьи.
– В квитанции будет какая-либо справочная или разъяснительная информация о том, где можно получить консультацию по возникшим вопросам и кто, собственно, должен обеспечить процесс доставки платежных документов жителям?
– На титульном листе расчетной книжки будут указаны адрес и телефон ЕИРЦ, где можно узнать всю необходимую информацию по расчетам.
– У москвичей останется выбор между добровольным и обязательным платежом?
– Да, этот принцип сохраняется.
– Значит, когда жители получают только одну добровольную квитанцию, это неправильно?
– Это нарушение со стороны жилищных и теплоснабжающих организаций, если, конечно, граждане сами не заявили о своем желании оплачивать ЖКУ по добровольной ставке.
– Владимир Петрович, подтвердились ли надежды городских властей на сознательных граждан? Помнится, лично вы утверждали, что «добровольцев» будет не менее 11 процентов.
– Я и сейчас это ответственно утверждаю. По итогам первого полугодия москвичей, оплативших жилищно-коммунальные услуги по экономически обоснованным ставкам, 10,5 процента. Это наглядное доказательство того, что люди хотят жить в цивилизованных условиях и понимают, что многое зависит в первую очередь от них. Я расцениваю этот факт как доверие и поддержку москвичей городским властям. Вопреки сомнениям отдельных скептиков и их непродуманным заявлениям, которые почему-то так «густо» подавали некоторые СМИ за прошедшие полгода.
– Это как-то повлияло на ход реформы?
– Понимаете, тем москвичам, кто осознанно сделал свой выбор, и не на словах, а на деле хочет жить лучше, все эти игры в «поддавки» чужды и неприемлемы. Есть и другая категория граждан, которые привыкли все принимать, так сказать, в безвозмездное пользование. В их сознании многие происходящие перемены воспринимаются как ущемление привычных благ, как неожиданное превращение щедрого мецената в скупого папашу Гранде. В результате в столице резко выросло количество должников по оплате ЖКУ. При этом надо понимать, что несвоевременная оплата услуг ведет к задержке финансирования ремонтно-эксплуатационных работ в жилищном секторе.
– Можно ли ожидать, что отмена многочисленных квитанций (а они стоят определенных денег) приведет к снижению себестоимости услуг?
– На цену влияют совсем другие процессы, например, создание профессионального рынка производителей ЖКУ. Вместе с тем вы правы в том, что единая квитанция суммарно удешевляет расходы на ее производство, доставку, на проведение банковского платежа. Теперь есть все основания поставить вопрос о снижении банковских комиссионных.
– Предусмотрены ли штрафы за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг?
– Нет. Однако если долг значителен, поставщики услуг могут обратиться в суд для его взыскания.
– Владимир Петрович, что можно порекомендовать жителям, которые оплачивают ЖКУ в добровольном порядке и, естественно, хотели бы получать эквивалентные услуги? Каким образом потребители могут регулировать свои отношения с поставщиками?
– Я посоветовал бы заключить договор с жилищной организацией. Жалобы жителей могут быть грамотно отработаны только в том случае, когда оформлены договорные обязательства двух сторон. Тогда проще предъявлять претензии на недопоставку услуг и снижать их стоимость, если они не соответствуют договорным обязательствам.
– А согласятся ли эксплуатирующие организации на такие взаимоотношения с жителями?
– Отказаться они не имеют права.
– Есть какая-то специфика и отличие у подобных договоров?
– Нет, типовые формы таких договоров утверждены распорядительными документами правительства Москвы. Некоторые жилищные организации давно работают по индивидуальным договорам или соглашениям с жильцами.
– Где можно получить бланки типовых договоров?
– Для этого следует обратиться в ДЕЗ и поинтересоваться у секретаря, кто занимается договорной работой: юрист, экономист и т.д.?
Хочу еще раз подчеркнуть: не следует воспринимать новую форму оплаты за жилищно-коммунальные услуги как стремление городских организаций заострить проблему оплаты ЖКУ. Единые информационно-расчетные центры создаются в первую очередь для удобства, обеспечения контроля (в том числе и со стороны граждан) за деятельностью предприятий-поставщиков ЖКУ, а также упрощения процесса расчетов. Это первый шаг на пути информатизации городского жилищно-коммунального хозяйства. Со временем, уверен, технические возможности создаваемой системы позволят обходиться без визитов граждан в расчетные центры.

Татьяна Данилина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация