04:14:38
23 ноября 2024 г.

Объединениям жителей требуется отдельный закон

Нормы, регулирующие жизнь жилищных объединений, должны войти в новый Жилищный кодекс. Как полагают жилищники, далеко не все его положения пойдут на пользу общественным объединениям. Отдельных законов, посвященных ТСЖ, ЖСК и т. д. федеральный законодатель почему-то не захотел… Второе чтение в Госдуме проекта Жилищного кодекса – важный этап. Еще есть возможность внести изменения, поправки. Среди предложенных депутатам поправок будут и те, которые готовились в Департаменте жилищной политики. Кроме того, предложен новый законопроект. В чем суть новаций? На эту тему мы беседовали с начальником Управления координации деятельности ТСЖ и паспортизации жилищного фонда департамента Виталием АКИМКИНЫМ.
ХОРОШО БЫ НАЧАТЬ С ТЕРМИНОВ
Квартирный ряд: Что нового вносит будущий ЖК в деятельность жилищных объединений – их создание, каждодневную работу, взаимоотношения с властями?
Виталий Акимкин:
Единственно то, что в проект впервые включены вопросы жилищного самоуправления. В прежнем кодексе такого не было. Есть также важное положение, что собственники помещений должны участвовать в управлении домом. Говорится, на каких принципах. Но на этом все заканчивается. Никаких новых принципиальных положений нет. Не используется уже наработанный за последние годы опыт, в том числе Москвы, которая, по общему мнению, дальше других в России продвинулась в этом вопросе. Фактически из закона о ТСЖ, принятого еще в 1996 году (во многом, кстати, несовершенного), вырваны отдельные положения, фразы и просто вставлены в новый документ. Существенным недостатком мы считаем и то, что в проекте нет определения ни одного термина. Именно потому список наших поправок как раз и начинается с того, что мы предлагаем разобраться в них.
К.Р.: Но разве это так важно – давать разъяснения общеизвестным вещам?
В.А.:
Что вы называете «общеизвестным»? Понятие «жилище»? Но до сих пор нет четкого понимания, что к нему относится: дом в целом, квартира, комнаты? А ведь это очень важно, когда жильцам предлагается управлять своим жилищем. Каким? Непонятно. А коммуникации – жилище или нет? Тоже необходимо разъяснить. Тогда станет ясно, кто за что будет нести ответственность: сами граждане или обслуживающая организация? А возьмите такое понятие, как «общее имущество граждан». Тоже, казалось бы, все знают: ограждающие, несущие конструкции, крыша, лестничные клетки, лифты, и т.д. Но вот смотрите: в старом законе о ТСЖ к этому имуществу отнесены «технические этажи и подвалы». Языковая небрежность – слово «технические» относится к подвалам или нет? – привела к тому, что у товариществ отнимают, а затем продают подвальные помещения, где проложены коммуникации. То есть то, что вообще неотделимо от дома. И все потому, что «подвал» – если исходить из двусмысленной трактовки – в общее имущество не входит. Именно потому мы и предлагаем четко определить, что и как понимать: многоквартирный, индивидуальный дом, просто помещение, кондоминиум, о котором, кстати, вообще нет ни слова в проекте кодекса.
К.Р.: Пожалели людей – многие до сих пор не знают, что это такое.
В.А.:
Мы вступили в пору новых собственнических отношений, пора бы и заняться ликбезом. Тем более что слово «кондоминиум» существует уже две тысячи лет. Но дело даже не в этом. Это понятие стало у нас важным юридическим термином: оно фигурирует в Земельном кодексе, законе о «Регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», приказе Минюста на ту же тему, других документах. Но нет термина – нет и прав граждан на земельно-имущественный комплекс, что, собственно, и есть кондоминиум.
КТО НА КОНТРОЛЕ?
К.Р.: Расширяет ли проект нового Кодекса вообще права жилищных объединений?
В.А.:
Сужает! В документе упоминаются только товарищества и жилищно-строительные кооперативы. А ведь в действующем законе «Об основах федеральной жилищной политики РФ» говорится о «различных объединениях жителей». Это и домкомы, и территориальные общины, и некоторые другие. О них в проекте ни слова. Внося соответствующую поправку, мы даем людям право самим выбирать, какое объединение они хотят создать, определяем полномочия и ответственность каждой из организаций, иными словами, меру участия граждан в управлении домом.
К.Р.: Между прочим, люди не всегда понимают, что такое «управление», и зачем оно им нужно.
В.А.:
Как – зачем? Разве им безразлично, как они живут? Сколько платят за квартиру? Управление – это, прежде всего, контроль за содержанием и эксплуатацией строения. Проверка того, как расходуются на эти цели средства. Контроль здесь особенно важен. Именно поэтому пункт об ответственности управляющих компаний мы предлагаем также включить в законопроект. При этом не делаем разницы – идет ли речь о ДЕЗе или частной фирме. Все должны быть подконтрольны территориальным органам власти.
К.Р.: С этого места, пожалуйста, подробнее…
В.А.:
В проекте Жилищного кодекса о таком контроле и в самом деле не говорится ничего. Более того, вся ответственность возложена на граждан – они-де, должны выбирать управляющую компанию, проверять ее и т. д. Но не много ли мы требуем от людей, которые далеко не всегда сведущи в вопросах ЖКХ? Контрольные функции надо возложить на районные власти – управы, пусть даже городской доли в доме нет, все там собственники. Они, управы, должны выбирать по конкурсу управляющие организации, следить, как они эксплуатируют дом, как расходуют средства, какие назначаются тарифы. Сейчас случается так, что, обещая услуги и собирая за них деньги, управляющая организация просто кладет их в свой карман. Чтобы исключить это, и нужен районный контроль. В данном случае – отмечу особо – речь будет идти не только о домах, где созданы жилищные объединения, но буквально обо всех. Защищать нужно всех жильцов.
ЗАКОН О ТСЖ ОТМЕНЯЕТСЯ…
К.Р.: Новый кодекс отменит старые правовые акты?
В.А.:
Да, и в первую очередь «Закон о ТСЖ». К сожалению, законодатели не предлагают ничего взамен. Мы же считаем, что необходим новый закон «О некоммерческих организациях в жилищной сфере». Ведь в кодексе даются только основные направления жилищной политики в области самоуправления, в законе же должна быть детализация ряда положений, прописаны механизмы реализации прав граждан.
К.Р.: Будут ли разрешены спорные стороны самоуправления, вызывающие особенно большое недовольство граждан? Вот, например, создание товариществ в новых домах. Купили люди квартиру, и вдруг, неведомо для себя, оказываются в товариществе. Прав своих они не знают, но вот обязанностей – выше крыши. «Платите!» И им называют цифры квартплаты, в несколько раз превышающие городские расценки.
В.А.:
Очень больной вопрос. И, кстати, также упущенный проектом Жилищного кодекса. Речь идет о товариществах, создающихся во вновь строящихся кондоминиумах (ТСЖ ВСК).
Напомню, в чем острота проблемы. Согласно старому закону о ТСЖ заказчики-застройщики сами создают такие товарищества – причем, единолично, без согласия властей, а главное – не ставя в то известность будущих жильцов. Тех просто ставят перед фактом, да еще принуждают стать членами ТСЖ. «Не хотите – ищите квартиру в другом доме». При этом застройщик – пока не будут оформлены права собственности граждан, что может длиться до двух лет – берет на себя руководство товариществом. Назначает своего председателя, определяет цены за обслуживание, распоряжается – вплоть до сдачи в аренду или выкупа – нежилыми помещениями. А здесь – будем говорить откровенно – возможны всякие махинации. Я уж не говорю о том, что ситуация нелепая сама по себе: застройщик, якобы от имени жильцов, выдвигает своего представителя в комиссию по приемке дома в эксплуатацию – то есть, принимает то, что сам же построил.
Мы хотим изменить эту практику. Никаких ТСЖ ВСК в новых домах! ГК РФ предписывает собственникам самим выбрать способ управления недвижимостью? Вот пусть и выбирают – ЖСК! В новых домах должны на первых порах возникать жилищно-строительные кооперативы. Для этого не надо ждать оформления собственнических прав. Просто будет считаться, что деньги, которые жильцы внесли за квартиры, это их паевые взносы. А раз создан кооператив – люди смогут сами выбрать председателя. На общем собрании решать все вопросы. Таким образом, будет меньше злоупотреблений в новых домах, у жильцов появится больше прав.
К.Р.: Как раз хотел спросить о ЖСК. Это тема, актуальная сама по себе. Ведь закона о жилищных кооперативах до сих пор нет. А потому в своей практике они руководствуются всего двумя-тремя статьями ГК РФ, что явно недостаточно. Я уж не говорю о том, что жилищные кооперативы там названы «потребительскими». Что-то новое появится?
В.А.:
Да, в проекте Жилищного кодекса и в правовом акте о некоммерческих жилищных организациях, который мы предлагаем, создание и деятельность жилищных кооперативов будет регулироваться в полном объеме.
К.Р.: А как быть с остальными объединениями? Постановление правительства Москвы по домкомам по каким-то причинам не выходит уже год. Тем не менее, сейчас чаще всего люди выбирают именно эту форму жилищных объединений. И чтобы знать круг своих обязанностей, возможностей, они ориентируются на проект не вышедшего постановления. Но, по сути, жильцы бесправны. Ни один суд – в случае конфликта – не будет рассматривать их иск. Юридически домкомов нет.
В.А.:
К сожалению, документ, действительно, задержался. Но в проекте предлагаемого нами федерального правового акта будут отдельные главы и о домкомах, и теробщинах, и других жилищных объединениях, что должно придать им законную силу.
К.Р.: Вернемся к конфликтным ситуациям в объединениях. Вот еще одна – как принимать решения. По существующему регламенту это должно делаться на общем собрании жильцов, где кворум считается только в том случае, если те обладают 51%-ной долей на общее имущество. Но если в доме 150-200 квартир, всегда ли соберешь такое количество людей? Найдется ли помещение? А в результате принимаются нелегитимные решения, которые потом оспариваются в судах. Разруливает ли новый законопроект эту ситуацию?
В.А.:
В проекте Жилищного кодекса – нет. Между тем, существует мировой опыт, который мы предлагаем использовать. Речь идет о поквартирном обходе жильцов и письменном их голосовании. Так принято во многих странах. Об этом, кстати, шла речь на недавней международной конференции по вопросам ЖКХ. Когда мы рассказали нашим зарубежным коллегам о своих проблемах, они удивились: «У нас давно уже собрания не проводятся!» Выяснилось, что если его и назначают, то в чрезвычайных случаях – ну, предположим, начинает рушиться дом. Факт, как вы понимаете, гипотетический. Во всех остальных ситуациях – и это закреплено законодательно – предусмотрен письменный опрос жителей. Бросают в почтовые ящики анкеты, а через неделю собирают ответы. Это не только удобно, но и рационально: на собрании часто голосуют под давлением эмоциональных обстоятельств, дома же, в спокойной обстановке, можно все взвесить, сравнить, принять разумное решение. Такой метод предлагаем теперь и мы – для ТСЖ, ЖСК, домкомов и других организаций.
К.Р.: А, кстати, в каких случаях руководству жилищных объединений надо выяснять мнение его членов?
В.А.:
Утверждение годового бюджета ТСЖ – смета его доходов и расходов. Это главный документ жилищной организации. Ведь в нем отражается перечень услуг, которые жильцы хотели бы иметь в своем доме, уровень их оплаты. Не будет их согласия – подчеркну это особо – любое повышение тарифов обслуживания незаконно. А контролировать их, как я сказал, должны районные власти. Или управление общим имуществом. Вешать или не вешать рекламу на фасад или крышу? Сдавать иди не сдавать свободные метры? То и другое – общая долевая собственность, и как ее использовать – решают исключительно жильцы. Кстати, не обязательно речь может идти о нежилых помещениях. Можно выделить в холле – если он большой – какой-то участочек, и жильцы определят: оборудовать ли его под колясочную или открыть здесь небольшой придомовой магазинчик? А то и аптечный ларек? Прибыль – на эксплуатационные и ремонтные нужды дома. А вот технические вопросы – например, заключение договоров с подрядчиками – правление может решать самостоятельно.
КОГДА НЕТ ДВУСМЫСЛЕННОСТЕЙ
К.Р.: И последний вопрос, возможно, самый главный для объединений – будут ли власти внимательнее прислушиваться к мнению жильцов, больше считаться с ним, нежели это происходит сейчас? Поднимется ли авторитет жилищных организаций, станут ли они значимой и весомой структурой городской жизни? Пока такого нет. А ведь мы строим гражданское общество…
В.А.:
К сожалению, в принятии городских решений голос жильцов, даже сплоченных в объединения, слышен еще слабо. Но одними призывами ничего не добьешься. Необходим законодательный акт, который четко определит статус жилищных объединений, их права и обязанности, что в случае конфликта даст им право обращаться в суд.
Все дело в том, каким будет этот акт. Если в нем ясно разграничены полномочия городских властей, управляющих организаций, а также граждан, определена мера участия и ответственности в содержании жилищного фонда каждой из сторон, тогда можно оспорить неправомочность действий любой из них. Законы работают только тогда, когда в них нет двусмысленностей, недоговоренностей, даны ясные и понятные формулировки. К сожалению, и в старом законе о ТСЖ, и в новом проекте Жилищного кодекса, многие положения неточны, размыты.
Надеюсь, что наши предложения по проекту Жилищного кодекса и проект «Закона о некоммерческих организациях в жилищной сфере» – если они будут приняты – исправят эту ситуацию. У них ярко выраженная социальная направленность, они значительно расширяют права граждан, надежнее защищают их в конфликтах с городскими и частными организациями. Необходимость в них – крайняя.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация