01:02:55
22 ноября 2024 г.

Пожалейте Боливара!

Что может сдвинуть гору с места? Упрямство Магомета. Если он так уж равнодушен к ландшафтным прелестям, гора сама соберется к нему. Поставьте в этой метафоре на место, с одной стороны – жильцов, и товарищества – с другой, получится точная картина.Кто кому Магомет
В Москве сейчас около тысячи ТСЖ. Конечно, прогресс. Всего год назад их было менее семисот. Но если сравнить с общим количеством домов – около сорока тысяч – капля в море. Ну не желают соседи объединяться. Им предлагают: не упрямьтесь, создайте товарищество, там всякие блага. А они не верят. И правильно делают. Права, как известно, даром не даются, их еще надо завоевать. Потребовать от города, чтобы он выполнял свои же законы и постановления. «Зачем, – говорят, – нам эта головная боль? И без того забот полон рот. Проживем с плохим обслуживанием. Не привыкать…».
И вот тут-то власть должна сказать свое слово. А скорее – слово и дело. Слово – это просто уговорить, убедить людей в преимуществах жилищных объединений (что еще не очевидно). Дело – это конкретная помощь в первых самостоятельных шагах отважившихся объединиться. То есть те, от кого зависит создание ТСЖ, сами должны прийти на поклон к жильцам и попросить их: «Товарищи (или господа), мы хорошие, обещаем вам то-то и то-то, все обещания не выполним – это уж, как водится. Но жизнь вашу в доме сделаем более комфортной и менее проблемной – не сомневайтесь». Ситуация горы и Магомета.

Для чего нам управы
По идее, сказать эти слова должны бы районные управы. Главная роль в создании товариществ (и, кстати, не обязательно собственников, жильцов, а вообще – объединений) поручена именно им. Кто, как не районная власть, лучше других знает, какие на ее территории есть строения, ведает обо всех их помещениях? И отдаст жильцам те, на которые они имеют право. Пользуйтесь, зарабатывайте!
На этом месте искушенный читатель сделает скептическую мину. Опять нежилые? Опять неразрешимый конфликт с имущественным департаментом? Не скажите. Есть в доме технические подвалы, общее имущество жильцов, их безусловная собственность. Можно трубы, вентили и насосы взять в короба, поставить перегородки… Вот и свободные площадки. Охотников занять их найдется немало.
С какого дома начинать? Надо знать контингент жителей, потому как не всякий решится на самоуправление. Кто живет в каждом доме – тоже известно управе. Предпочтительно, чтобы это был, в основном, благополучный народ – как с точки зрения достатка, так и наличия жилой площади. Желательно, чтобы средний возраст имел не очень большой. Потому что молодые (относительно, конечно, молодые – где-то в районе 40 лет) и обеспеченные люди социально активнее, быстрее обзаводятся рыночной психологией. А потом надо выявить самых неравнодушных людей – инициативную группу, созвать общее собрание жильцов…
Не скроем – все это колоссальный труд. Работникам районных управ надо быть и хорошими организаторами, и юристами, и психологами. Нет таких в самой управе – пригласите со стороны. И, кстати, есть откуда – год назад был создан специальный ГУП по содействию управам в части формирования кондоминиумов. В общем, надо запустить буксующий механизм жилищного самоуправления, а там, глядишь, он и сам заработает. Только успевай-регистрируй новые объединения.
Сразу скажем: какую-ту работу управы, конечно же, делают. Ведь то, что сейчас сформировано около двух тысяч кондоминиумов, – их заслуга. Поясним, кстати, еще раз, что значит это труднопроизносимое иностранное слово (которое, между прочим, знали еще древние римляне!): комплекс недвижимого имущества – то есть земля и помещения, которыми владеют граждане. Но управляют ли ими? Редко. Для этого и нужны ТСЖ. Для начала – домкомы или территориальные общины. Кстати, даже, если люди не желают обременять себя лишними заботами, сам факт, что дом вошел в кондоминиум, – уже подарок жильцам. Согласно распоряжению мэра Москвы (№ 1058-РМ «О ходе выполнения распоряжения мэра Москвы от 13.05.2002 № 275-РМ «О мерах по развитию самоуправления граждан в жилищной сфере как инструмента реализации жилищно-коммунальной реформы в интересах населения»), дирекция обязана отчитываться перед жителями, на что потратила деньги, предназначенные на обслуживание жилищного фонда. Когда такое бывало?
Но все-таки конечная цель создания комплексов – формирование товариществ. Возникновение такой структуры, когда сами жильцы берут на себя полную ответственность за состояние дома. Либо нанимают частную компанию, либо тот же ДЕЗ, с которым заключат договор. И тогда дирекция (именно для этого дома!) сама становится управляющей коммерческой фирмой.

Горчица с медом
В общем, есть чем заняться районным управам. Но именно эту работу, если не считать исключений, о которых еще скажем, – они и не хотят делать. Более того, делают прямо противоположное: создают препятствия на пути ТСЖ. Ведут все к тому, чтобы их не было вовсе. Как? Хитрый ход. И заключается он в том, что свои функции по созданию товариществ управы передают дирекциям.
Ничего более нелепого и вообразить нельзя! Бедный Боливар – если понимать под ним все жилищно-коммунальное хозяйство или – в более узком смысле – данный конкретный дом, – каково ему? Дирекции как отживший (или отживающий) институт и новые нарождающиеся ТСЖ – это же смертельные враги. Вместе существовать они не могут. ТСЖ – это прямая угроза дирекциям, конец их спокойной жизни. Уж они-то спросят с него за качество услуг, потребуют отчета за каждую потраченную копейку. Да какой же, простите, дурак раскрывает сейчас свои финансовые дела! Уж не говоря о том, что товарищества точно уж укажут дирекциям, как надо работать.
Надсмотрщики им не нужны, и потому – подобные примеры есть – жителей не то, что вовлекают в объединения, а всячески предостерегают против них. В общем, ведут самую настоящую «антипропаганду» товариществ.
Так обстоят дела с дирекциями. Но районной власти, которой до фени жилищное самоуправление – и того мало. Она создает еще более уродливый, еще более противоречивый симбиоз. Дело в том, что в ряде районов к управлению домами пришли частные компании. И если муниципальные ДЕЗы остаются все же государственными структурами, на них можно прикрикнуть, и те – нехотя, скрепя сердце – все же возьмут под козырек, то кто обяжет коммерческую организацию с кем-то делиться и растить себе конкурентов? А потому, когда поручают им создание ТСЖ, – это не просто горчица с медом, но сознательный саботаж самоуправляемых жилищных объединений.

Хорошенького понемножку
Но мы обещали вернуться к положительным примерам – они есть. В Юго-Западном округе по прямому указанию префекта Валерия Виноградова тех специалистов районных управ, которым положено заниматься товариществами, освободили от всех других нагрузок, а вернее, назвали все другие второстепенными, главное внимание – ТСЖ. Иными словами, отказались от формального подхода к жилищному самоуправлению, потребовали реальных дел. Такой подход, кстати, не проявил ни один округ. Не потому ли на Юго-Западе так много товариществ – порядка 100, и по этому показателю он занимает второе место в городе, сразу после центра (с которого и начались ТСЖ и где – традиционно – их больше всего)?
Есть опыт и в Южном округе. В Братееве, например (глава управы Виктор Пчеловодов), решили как-то сгладить конфликты между ДЕЗами и ТСЖ, создав именно при управе согласительную комиссию, которая решает споры между муниципальной и общественной организациями. Конфликтов, понятно, немало. Окончательный вердикт как раз и выносят независимые юристы, приглашенные из коммерческой фирмы. Один пример: все проекты переустройства дворов здесь утверждаются только тогда, когда на них дают добро жители. Не потому ли Братеево – один из самых благоустроенных районов округа? Да и жители, видя, как с ними считаются, становятся менее равнодушными, более активными. Начинают, как правило, с домкомов – их в Братееве уже немало. А потом районной управе легче формировать кондоминиум, передавать его в управление жильцам.
Итак, бытовавшее еще не так давно мнение: «Виноваты жильцы! Они не доросли еще до самоуправления, не понимают своей же выгоды» на поверку оказывается не таким уж бесспорным. Люди готовы объединяться, но только там, где власть – своя, местная, родная! – приходит им на помощь. Тогда и психология у них меняется, они больше проникаются проблемами своего дома, сами готовы участвовать в их решении.
Но таких примерных управ в Москве – раз, два и обчелся.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация