Попрошу предъявить документики!
Серьезный вопрос – взаимоотношение коммерческих организаций с госструктурами, обсуждение новых нормативных актов, регулирующих рынок недвижимости, которые появились за последнее время. Имеется в виду изменения в регистрации, в частности, введение практики «одного окна», что должно ускорить оформление документов.Такой же метод – «одного окна» – вводит Министерство по налогам и сборам. Обсуждалось и такое важное нововведение этого года – хотя речь о нем шла давно – как введение «жилищных паспортов», единых документов, в которых будут записаны все сведения о квартире: ее планировка, точные размеры, проведенные переделки, список владельцев. Такие паспорта должны облегчить работу компаниям, поднять надежность сделок.
Очень интересует риэлторов система аккредитации посреднических компаний в части приобретения жилья военными с помощью жилищных сертификатов, и роль в этом Московской ассоциации как рекомендательного органа. А какой главный для нее критерий? Качество работы самой фирмы. Только зная надежность и добросовестность ее работы, МАГР даст свое «добро» на работу с военными сертификатами.
Договор дороже денег
Не менее важная проблема – защита прав потребителей при приобретении жилья в новостройках. При покупке жилья в новостройке потребители заключают не договор на покупку-продажу, а только инвестиционный контракт. Иными словами, они не покупатели, не потребители услуги (чьи права, между прочим, оговорены в законе «О защите прав потребителей»!), а инвесторы. Со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Если объект не будет сдан в срок, то инвестору никто не выплатит пени за просрочку, А если проект рухнет, не состоится – он не получит своих денег вообще. Не покупатель же он, а соучастник процесса.
Правда, в последние годы таких случаев нет, фирмы-мошенницы изгнаны из инвестиционно-строительного рынка, контроль над их работой со стороны Департамента жилищной политики строжайший. Тем не менее, в случае каких либо форс-мажорных обстоятельств покупатель потерпит такие же убытки, как основной инвестор. И это, конечно, неправильно. Претензии же обычно предъявляются к риэлторам. Но какие у них возможности? Разве сроки строительства в их ведении? Агентства – только посредники между покупателем и застройщиком, оказывают лишь услуги по подбору квартир, бронированию их, оформлению в собственность.
Значит ли это, что все иски к агентствам несправедливы? Безусловно, нет. Есть недоработки и в работе агентств. Но все же сделаем важное уточнение: отношения агентства и клиента определяет договор. И справедливы будут только те претензии, которые записаны в этом договоре, но не выполнены одной стороной.