Судьбы разные, закон – один
Раз в неделю в каждом округе проводится прием населения руководителями жилищных подразделений. На Севере столицы приемный день – вторник. С чем приходят москвичи, какие проблемы их волнуют? Давайте проведем этот день с очередниками, которые обратились за помощью и советом к начальнику Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в САО Игорю Шабалдину.
Если закрались сомнения…
Первой в кабинет входит женщина средних лет. Много лет она живет в коммуналке Савеловского района. В одной комнате вместе с ней зарегистрированы двое взрослых детей, бывший супруг и внучка. Недавно перевезла из деревни престарелую мать, которой требуется постоянный уход. Новую квартиру очередники ждут с 1993 года. В конце 2011-го решили воспользоваться программой «Социальная ипотека», чтобы в корне изменить ситуацию.
В дополнение к занимаемой комнате им предложили трехкомнатную квартиру по льготной цене в доме на проспекте Защитников Москвы в районе Некрасовка. Новое просторное жилье, конечно же, понравилось. Участники программы начали собирать документы на оформление ипотечного кредита. Но вдруг у матери закрались сомнения: а по закону ли предоставляются «квадраты»? Не обделенным ли окажется сын, который остается с отцом в коммуналке? Эти вопросы посетительница уже задавала своему инспектору, который ведет учетное дело. Но ответы ее не успокоили, и она решила еще раз все перепроверить у начальника жилуправления.
– Можем ли мы приобрести трехкомнатную квартиру по соципотеке, переехать туда с дочкой и внучкой, а сына не снимать с жилищной очереди? – интересуется женщина.
– Судя по вашему учетному делу, бывший супруг в свое время отказался вставать вместе с вами на жилищный учет. Поэтому в семье на улучшение жилищных условий претендуют четверо: вы, дочь, внучка и сын, – рассуждает Игорь Шабалдин. – Когда очередники принимают решение стать участниками возмездных программ, то по закону им положено предоставить по комнате на человека. Поскольку комната в коммуналке остается за сыном, а вам с дочкой и внучкой предоставляется «трешка», выходит все точно по букве закона. В статье 22 Закона города Москвы от 14.06. 2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» четко сказано, что новые жилые помещения предоставляются очередникам при условии снятия с очереди всех членов семьи. При предоставлении жилой площади еще учитывается метраж, имеющийся у всех членов семьи, в том числе супругов ваших детей.
– Выходит, что все мы ждали долгие годы новое жилье, а теперь моему сыну, которому 19 лет, ничего не светит? Какой у нас может быть выход?
– Вы имеете право отказаться от участия в программе «Социальная ипотека». Выбранную вами квартиру предложим другим очередникам. А ваша семья сможет дожидаться своей очереди на предоставление жилья по договору соцнайма. Сейчас мы обеспечиваем очередников 1989 года постановки на учет. Поэтому ждать придется еще несколько лет.
– Нет, такой вариант нас не устраивает. Нам говорили, что можем получить четырехкомнатную…
– Можете. На всех очередников, но с освобождением комнаты в коммуналке. Взвесьте все «за» и «против», посоветуйтесь с родными и примите решение.
Заметки на полях
Затягивать с ответом эта семья не стала. Как выяснилось уже после приема, очередники согласились приобрести по соципотеке трехкомнатную квартиру в Некрасовке. Сыну удалось убедить мать, что всем будет лучше, если он снимется с жилищного учета.
Проверка после постановки
Молодая женщина буквально врывается в кабинет. Возмущенная многодетная мать решила напрямую у начальника выяснить, почему их сняли с учета нуждающихся в содействии города по приобретению жилья.
– В прошлом году моя семья встала на очередь, документы я подавала в «одно окно» управы района Савеловский, – голос посетительницы прерывается от волнения. – Специалисты жилищного управления посоветовали оформить субсидию на приобретение жилья. Поскольку я многодетная мать, по закону мне положено 100 процентов. Такой вариант меня вполне бы устроил. Я могла бы доплатить небольшую сумму и купить себе и детям нормальное жилье. А что же теперь получается: на субсидию у меня нет прав?
– Когда вы писали заявление о постановке на жилищный учет, то указали, что постоянно зарегистрированы с матерью и тремя детьми в двухкомнатной приватизированной квартире площадью 44,8 кв. м. Это и послужило поводом для принятия семьи на учет, – объясняет Шабалдин, просматривая учетное дело. – Вот это заявление, подписанное вами и матерью, здесь указано, что иных жилых помещений вы с ней не имеете.
При рассмотрении документов на предоставление субсидии жилищники проверяют наличие площади у всех членов семьи. В итоге проверка показала, что у матери посетительницы есть в собственности однокомнатная квартира площадью 44,7 кв. м. В совокупности семья обладает 89,5 кв. м, что не позволяет оставить ее на жилищной очереди. Ведь норма постановки на учет – менее 10 кв. м площади жилого помещения.
– Тот факт, что вы не указали в заявлении однокомнатную квартиру, принадлежащую вашей маме, является нарушением закона, – продолжает Игорь Николаевич. – Если бы все данные были внесены сразу, то вы бы получили ответ о невозможности постановки на жилищный учет еще до того этапа, как проводилась проверка.
– Я с матерью лишь живу. У нас разные семьи. Мы ведем разную хозяйственную деятельность, – раскрывает свою ситуацию посетительница. – В 1991 году мать приватизировала «двушку» на себя, нам не разъехаться без ее согласия. Сейчас занимаю вместе с детьми 9 кв. м в «хрущевке». Но так жить больше невозможно!
– По-человечески вас можно понять, но закон для всех один. Попробуйте договориться с вашей мамой. Надеюсь, что найдете взаимопонимание.
Про бумаги и разводы
Следующей на прием пришла еще одна многодетная мать. Она вместе с мужем и четырьмя детьми стоит на очереди с конца 90-х годов. Живут в четырех комнатах, где прописано 12 человек. Ситуация у них непростая. Женщина рассказала, что 30 лет назад ее родители, будучи сами многодетными, получили сразу две квартиры на одной площадке: двухкомнатную и трехкомнатную. Тогда это жилье казалось семье хоромами, в которых могли с удобством разместиться пятеро подрастающих детей. Но время прошло, и молодое поколение стало обзаводиться своими семьями.
Старший брат посетительницы влюбился в девушку, приехавшую из одной бывшей союзной республики. Мать ее невзлюбила и наотрез отказалась жить с невесткой под одной крышей. Тогда сын обратился в суд, где его комнату признали отдельным жилым помещением, а в ЖЭКе оформили раздельные лицевые счета. Правда, спустя 26 лет, выяснилось, что правоустанавливающих документов на такой раздел жилья нет. В суде исковое заявление не сохранилось, поскольку истек срок давности. Есть лишь выписка из архивного журнала, в которой признан факт того, что суд состоялся, но его решение не указано.
– Мы много лет с мужем ждали бесплатное жилье. Наконец, решились на субсидию, а тут такое творится с бумагами. Да еще два моих брата развелись, а их жены не выписались из нашей квартиры. Подскажите, могут ли нам все-таки оформить субсидию? – интересуется многодетная мама.
– Думаю, что с документами наши специалисты помогут вам разобраться, – сказал Игорь Шабалдин. – Однако не только в этом проблема. Поскольку в вашем семействе произошли разводы, и бывшие жены братьев имеют большую жилую площадь, это считается ухудшением жилищных условий. К сожалению, придется подождать истечения пяти лет, чтобы участвовать в жилищных программах. Этот срок прописан в законе.
– Понятно. Не буду терять надежду.
Предложение служивому
Житель Тимирязевского района пришел на прием к начальнику окружного управления с целью ускорить ожидание жилья, которое ему положено по федеральному законодательству. Мужчина отслужил в рядах Вооруженных сил. Вместе с женой, взрослой дочерью и сыном, страдающим тяжелым заболеванием, занимает «двушку» площадью 45 кв. м. На очереди по категории «уволенный офицер запаса» стоит с 1997 года. Ему предлагали не раз жилищный сертификат, но мужчина отказывался, объясняя тем, что выделяемая государством сумма не позволяет приобрести жилплощадь в столице, где выросли его дети.
– Узнал, что мою семью включили в план по обеспечению жильем в нынешнем году. Уже боюсь, что ничего подходящего по соцнайму не получу. Расскажите о программах, по которым я могу приобрести жилье, – обращается с просьбой посетитель.
Шабалдин поясняет, что в городе существует несколько возмездных форм в рамках программы «Жилище», с помощью которых очередники могут приобрести по льготным ценам квартиры. При этом учитывается год постановки на учет: чем дольше стаж, тем ниже коэффициент. Вот некоторые из них: социальная ипотека, приобретение жилья с рассрочкой платежа, бездотационные дома и предоставление субсидий. В прошлом году в Северном округе улучшили жилищные условия с помощью города 772 семьи.
– А почему вы сомневаетесь, что сможете получить нормальное жилье по договору социального найма? – спрашивает Игорь Николаевич.
– Просто не верится, что это может быть. В общем-то, я готов к вложению своих средств.
– Хорошо, мы подберем варианты. И если они устроят вашу семью, оформим.
Заметки на полях
Семья офицера запаса в тот же день получила смотровые талоны на площадь по разным адресам. После осмотра новостроек очередники приняли решение о переезде в трехкомнатную квартиру с освобождением их старой «двушки». Так что новоселье совсем скоро.