Хэппи-энд на улице Гарибальди
В Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда в ЮЗАО состоялось торжественное подписание Акопом Мкртчяном договора социального найма на право проживать в однокомнатной квартире с дальнейшим правом приватизации. Площадь он получил как ветеран Великой Отечественной войны.
Событие, безусловно, праздничное, но для данного учреждения достаточно рядовое: тех же ветеранов с начала года уже было обеспечено квартирами 10 семей, не говоря уж о многочисленных других категориях. Отчего тогда чувствуется совсем не будничное волнение в присутствующих, и камеры канала ОРТ нацелены на дверь, из которой должен появиться герой?..
А вот и он стремительно протискивается в небольшой кабинет – невысокий, седой, бородой напоминающий Карла Маркса.
– Здравствуйте, Акоп Карапетович! – сияет навстречу Любовь Максимовна Мызникова, ведущий специалист ордерной группы. – Мы вам тут все подготовили. Вот выписка из распоряжения префекта. Почитайте…
– Я все почитаю! – предупреждает Мкртчян.
Договор ветеран соглашается подписать не сразу, ищет подвоха. Но наконец, убежденный своей же «группой поддержки» («дядя Акоп, все нормально!») и сотрудниками управления, подпись ставит.
История, предшествующая этому моменту, достойна пера Дюма-отца. Антон Карапетович родился в Афинах и во время Второй мировой, еще подростком, был участником греческого Сопротивления. Эмигрировал в СССР, работал в Обществе греческих политэмигрантов, жил в служебной квартире… В 90-х купил на Арбате торговый павильон, расширил его до 100 кв. м, открыл туристическую фирму и там же поселился. По утверждению Мкртчяна, все делалось законно: есть и технический паспорт постройки, и документ за подписью Юрия Лужкова о том, что она взята на баланс города.
Тем не менее, в декабре 2007 года, в рамках внезапной борьбы с самостроем постройка по адресу Трубниковский переулок, 34, стр. 1 была снесена – будучи признана незаконной. Дальнейшее развитие событий послужило пищей для многочисленных телесюжетов и статей в СМИ. Бывший партизан поселился в арбатских же переулках, в старых «Жигулях», возле посольства Нидерландов. Увешанная плакатами и оснащенная городским телефоном машина напоминала штаб боевых действий.
Судьбой Мкртчяна озадачились многочисленные общественные организации и просто сочувствующие. Результатом баталий было признание Мкртчяна ветераном войны. Что стало возможным благодаря поправке в закон «О ветеранах», наделившей этим статусом тех, кто «принимал участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов на территории других государств».
Не претендуя на роль экспертов, скажем, что история достаточно запутанная. Имея регистрацию на жилплощади внука (или внучатого племянника), в составе его семьи Мкртчян, как ветеран, получил предложение переехать в трехкомнатную 94-метровую квартиру. Но бывший партизан и квартиру, и внука с негодованием отверг: мол, хочет жить один! В любом случае, негоже 83-летнему человеку жить на улице, пусть даже с факсом и телефоном. И городская комиссия по жилищным вопросам правительства Москвы пошла навстречу: Акопу Карапетовичу предложили на выбор три однокомнатные квартиры в Юго-Западном округе, где он был зарегистрирован. И вот теперь мы едем на Гарибальди, 6, в дом, уже почти заселенный жителями пятиэтажек с Ленинского проспекта, который Мкртчян выбрал для своего проживания.
– Нужно поехать по новому адресу, зайти в ЕИРЦ, там возьмете ключи, и можно потом в паспортный стол сразу – прописываться, – напутствует Любовь Максимовна.
– Раньше сначала надо было выписаться, – удивляется ветеран.
– Теперь не так, – объясняет она. – Внимательно посмотрите квартиру. Если что-то не нравится, ничего не подписывайте, пока не устранят недостатки.
…А вот и новые корпуса на улице Гарибальди. Заходим в подъезд дома № 6, корпус 2, где встречает приветливый охранник. Поднимаемся на лифте. У лифтовой площадки балкон. Представительница РЭУ торжественно вручает Антону Карапетовичу ключи, он открывает дверь. Квартира в 39 кв. м оригинальной планировки: кухня большим проемом совмещена с комнатой. Вкручены энергосберегающие лампочки. Входим свитой за невысоким боевым предводителем. Тут же – молчаливая группа поддержки. Мкртчян стремительно перемещается по квартире. Пошел проверил кран у мойки, один за другим проверяет выключатели. Вышел на лоджию, посмотрел с высоты… Вроде все в порядке. Ну что ж, кажется закончилась эта нашумевшая история. Причем закончилась хэппи-эндом.
– На новоселье приходите! – обводит широким жестом присутствующих Акоп Карапетович. – Отпразднуем, а?