Взгляд из «центра» и взгляд из Москвы
О бесквартирной молодежи, по-хорошему, не думали ни в советские, ни в постсоветские времена. И вдруг — как прорвало. Летом нынешнего года правительство РФ утвердило программу «Жилище» на 2002-2010 годы, где одна из подпрограмм посвящена обеспечению жильем молодых семей.
В Москве же разрабатывается проект концепции московской городской программы «Молодой семье — доступное жилье». Как соотносятся два «молодежных» документа? С ними нам помогает разобраться начальник Управления жилищной политики Департамента муниципального жилья Николай ФЕДОСЕЕВ.
Как сделать россиян многодетными?
Безусловно, задуматься о жилищной проблеме молодых семей власти заставила катастрофическая ситуация с рождаемостью. Если россияне и дальше так будут вяло рожать детей, то к 2020 году население России сократится до 100 миллионов человек, а к 2075 году — до 50-55 миллионов человек. Уже сейчас Россия занимает по демографическим показателям одно из последних мест в мире.
С середины 60-х годов в Российской Федерации (не в СССР, а именно в России!) не обеспечивается даже простое воспроизводство населения — то есть смертей больше, чем рождений. В 27 регионах России (из 89) число умерших в 2-3 раза выше числа родившихся — это все территории Центрального федерального округа. В Москве число умерших в 1,9 раза выше числа родившихся.
В Российской Федерации 80 процентов детей рождается в семьях, где супругам до 30 лет. Соответственно, на эту категорию и ориентирована в основном, федеральная «подпрограмма».
Какие же способы бюджетной финансовой помощи молодым семьям прописаны в федеральном документе? Прежде всего, это безвозмездные субсидии на строительство или покупку жилья плюс субсидии на погашение части возвратного кредита (если его возьмет молодая семья) при рождении каждого последующего ребенка или при усыновлении каждого следующего ребенка. Кроме того, предполагается способствовать созданию льготной системы кредитования со стороны коммерческих банков или жилищных фондов.
Одна «половинка» с ребенком — тоже семья
На первый взгляд, проект федеральной подпрограммы и концепция московской целевой программы «Молодой семье — доступное жилье» схожи. Однако у них есть одно существенное отличие. Что такое молодая московская семья? «Молодая семья — это постоянно проживающая в Москве семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-ти летнего возраста; а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-ти летнего возраста».
То есть в Москве к категории «молодая семья» отнесены и неполные семьи. А в соответствии с федеральным документом, это только полные семьи, где обоим супругам менее 30 лет.
Со «съемным» жильем легче жить
Есть и другие отличия, правда, не такие значительные. Федеральная программа делает основной упор на строительство или приобретение в собственность жилья. А московские власти считают, что нецелесообразно ограничиваться только этим: для многих молодых семей решением их квартирного вопроса станет возможность жилье арендовать.
Ведь платежеспособность молодых очень невысока. Молодой семье, не имеющей ни кола, ни двора, ни больших гарантированных заработков, не подо что взять кредит. Кроме того, у молодых семей еще не устоялись вкусы и потребности.
Сегодня семья мечтает об отдельной однокомнатной или двухкомнатной квартире, а завтра состав семьи пополнится — и прежнего числа комнат станет недостаточно. Сегодня семья хочет жить в одном районе из-за близости к родителям или друзьям, а завтра что-то изменилось — изменятся и предпочтения. Уложить чемоданы, сняться с арендованной квартиры и переехать в другую легко. Куда труднее менять жилье, когда оно в собственности, и перемена квартиры связана с массой юридических хлопот и серьезными денежными вложениями. И поэтому в московскую концепцию включен пункт о создании рынка дешевого арендного жилья для молодых семей.
Пусть каждый сам определится
Недостаток же федеральной подпрограммы в том, что она устанавливает на всю Россию единые исходные параметры, в частности — социальную норму общей площади жилья на одного человека в 18 квадратных метров. Однако обеспеченность метражом в разных городах разная. Не одинаковы и возможности местных бюджетов и платежеспособность молодых семей в разных регионах.
Вряд ли имеет смысл диктовать регионам эти нормы. Более реальный путь — определять на местах, ориентируясь на многие факторы: такие, как уровень обеспеченности квадратными метрами, экономическая ситуация в регионе и платежеспособность населения, а также — возможности местных бюджетов.