Как сократить очередь на жилье?
Продолжаем разговор, начатый в прошлом номере. В Москве в очереди на улучшение жилищных условий стоят около двух сотен тысяч семей. Ожидание растягивается на многие годы. Ясно, что дальше так продолжаться не может. Своими мыслями о возможностях сокращения срока ожидания жилья к 2010 году до 10 лет поделился начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Северо-Западном округе Юрий Марков.Новое – не значит забытое старое
Два года назад в городе сложилась уникальная ситуация, когда объемы строительства жилья для москвичей (как безвозмездного, так и по программам с использованием собственных средств граждан), позволили остановить рост очереди. Причем количество тех, кто получил квартиры и принятых на учет, практически уравнялось.
В Северо-Западном округе ждут улучшения жилищных условий 14,7 тыс. семей. Большая из них часть на общих основаниях – 7728 семей (52,5%). Следом идут «первоочередники» – 6777 семей (46%). Меньше всего «внеочередников» – 212 семей (1,5%). Как движется очередь? Примерно с 2001 года она немного увеличилась. Начиная с 2004 года, когда возросло строительство муниципального жилья, число очередников стало снижаться.
Строительный комплекс города обещает в ближайшие годы увеличить объемы возводимой площади. Поэтому мы проанализируем, как ею лучше распорядиться. Если перевести на язык цифр, то это – система уравнений с двумя неизвестными. Во-первых, нужно сократить очередь в объеме. Во-вторых, нужно продумать, кому предоставлять жилье.
Ведь можно пойти простым путем: дать квартиры тем, кто встал на учет в последние годы. Тогда увеличится срок ожидания тех, кто встал на учет в конце восьмидесятых. Поэтому главное – обеспечить жильем вставших на учет до 2000 года, тогда и количество семей, стоящих в очереди, и сроки нахождения в ней к десятому году заметно сократятся.
Ищем возможности
Существуют хорошо известные городские программы. Первая из них: бесплатное предоставление жилья плановым очередникам. Для этих целей мы выделяем квартиры не только в новостройках, но и даем площадь за выбытием. Самое сложное здесь: искать последнюю. С каждым годом таких квартир становится меньше из-за приватизации и других причин, к примеру, самозахвата родственниками.
Следующий блок программ – на возмездной основе с привлечением собственных средств москвичей. Наибольший удельный вес составляют субсидии и программа «Молодой семье – доступное жилье». Анализ показал, что участники этих программ одними из первых освоили ближнее Подмосковье, в частности Красногорск. До неимоверного скачка цен можно было с вложением минимальных собственных денег купить хорошую квартиру.
Эти программы, наряду с социальной ипотекой и рассрочкой платежа, пользуются спросом в округе и позволяют как можно большее число очередников обеспечить сегодня и в будущем жильем.
Больная тема
До 2010 года планируется постепенно сокращать строительство квартир, предоставляемых по социальному найму. У людей появились деньги, и количество желающих приобретать «квадраты» по себестоимости возросло. Поэтому увеличатся объемы строительства площади, предназначенные для приобретения жилья с использованием очередниками своих средств.
Как сделать так, чтобы дать жилье очередникам до 2000 года? Если всю имеющуюся площадь, например, с 2006 по 2008 год использовать, как сегодня принято: 55% – для «общих оснований» 4612 семей (1985 – 1995 г. пост. на учет), 45% – для «льготников» 2101 семьи (1985 – 1998 гг.), тогда первые простоят к 2008 году в очереди 13 лет, вторые – 10 лет. Можно распределить площадь иначе. Правда, без «но» не обойтись. По программам купли-продажи с рассрочкой платежа и субсидиям жилья строится мало. Зато по молодой семье и социальной ипотеке – в избытке. Скорее всего, потребуется перераспределение этих площадей или изменение критериев участия в этих программах. Одно из предложений, уже озвученное – увеличить возраст участия по программе «Молодой семье – доступное жилье» до 35 лет.
Предлагаю также изменить критерии предоставления субсидий, чтобы ими могло воспользоваться значительное число очередников до 2001 года постановки на учет. Давать максимальный процент «льготникам», простоявшим пять лет, а также по «общим основаниям», кто ждал десять лет.
С каждым годом все сложнее возводить дома из-за дефицита строительных площадок. Поэтому следует обратить внимание на земли федерального значения. У нас большие больничные комплексы, где имеются пустующие земельные участки. У многих учебных заведений федерального уровня есть такие территории, где когда-то планировалось строительство общежитий, учебных корпусов, но все свелось на-нет. У этих учреждений и предприятий – свои очередники. Нужно строить для них дома за счет городского бюджета, но с использованием собственных средств сотрудников.
В городе много выморочной площади, которая освободилась за смертью одиноких граждан – собственников квартир. Городу она не принадлежит. По закону такое жилье переходит на федеральный уровень. Тем не менее, пока эта площадь попадет в ведомство Российской Федерации, проходят годы из-за долгой процедуры оформления. Но чаще всего их захватывают родственники или нечистые на руку работники ДЕЗов, участковые. Надо, чтобы этой площадью сразу после ее освобождения начинал пользоваться город.
Если учесть все предложения и рационально подойти к предоставляемым площадям, то к 2010 году мы сможем обеспечить 9288 семей-очередников новым жильем, используя все городские программы. Если от общего числа очередников отнимем эту цифру, то вроде бы нуждающихся в улучшении жилищных условий станет мало. Но не стоит забывать, что за это время очередь пополнится вновь «прибывшими», это примерно 4,3 тысячи семей. К 2011году останется чуть больше 8 тысяч семей, а это 45 процентов от очереди, а время ожидания жилья составит менее десяти лет.