С Большого театра снимают леса
Все мы с нетерпением ждем окончания реконструкции Государственного академического Большого театра – главной сцены страны, где блистали голосами Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Сергей Лемешев, а в балетных партиях не было равных грациозным Анне Павловой и Галине Улановой.
Новость о том, что ГАБТ может распахнуть двери для публики не позднее октября 2011 года, и даже, возможно, на месяц раньше, дала надежду на продолжение триумфальной истории великого театра. А 19 июня, во время традиционного объезда столичных объектов, Юрий Лужков сообщил, что все капитальные строительные работы в Большом театре завершатся к середине 2011 года.
Когда зазвонят колокола?
В середине марта с главного фасада Большого театра сняли ограждения. Взорам открылся пятиметровый российский герб образца 1856 года, занявший место старого символа советской власти. Квадрига Аполлона пока не видна, но ее реставрацию обещают завершить уже в июле.
В годы войны в главный фасад попала бомба, и часть стены выпала, тогда все быстро восстановили, но теперь пришлось вернуться к капитальному укреплению. Для этого строители делали штрабы, вводили в них нержавеющие полосы, которые потом стягивали бандажами. Подобной работы оказалось много и внутри. Практически все стены по фасадам пришлось дополнительно укреплять инъектированием: в высверленные отверстия под давлением нагнетался раствор, способный заполнить пустоты кирпичной кладки.
12 июня открылся фасад по Петровскому переулку до отметки чугунной галереи. До конца июня строителям предстоит сдать западный фасад, также до галереи. К повышенной части северного фасада пока нет возможности подойти из-за устройства там технологической кровли, закрывающей проем под монтаж звонницы (35 колоколов, они находятся на складе театра). Сдача северного фасада запланирована к Дню города.
Внутри театра почти полностью готовы Хоровой, Бетховенский, Круглый залы, Белое фойе и главный вестибюль.
Так, в Бетховенском зале еще недавно продолжались позолотные работы по лепному декору потолка, шла лакировка паркета. В главном же вестибюле началась укладка метлахской плитки. В Белом фойе продолжается художественная роспись стен, идет окраска цокольной части.
В спецзоне, доставшейся зданию от Сталина в виде бетонного пуленепробиваемого «стакана», и в директорской зоне началась укладка доломитовых ступеней.
Новая жизнь 1100 предметов
Генеральным проектировщиком по возрождению исторической зоны определен научно-реставрационный центр «Реставратор-М». По словам руководителя центра Елены Степановой, к работе они приступили еще в 2001 году. Главный театр страны отличался от других объектов самым большим количеством предметов, предназначенных для реставрации. После закрытия театра специалисты составляли ведомости по каждому помещению, решали, что должно уйти на реставрацию, что можно заменить, что сохранить.
После демонтажа каждой люстры, каждого осветительного прибора реставраторы фиксировали все элементы хрусталя (количество и состояние хрустальных люстр), а также определяли, являлись ли они историческими или замененными впоследствии. В результате была выпущена документация на 1100 предметов осветительной арматуры и обстановочного комплекса.
Зрительный будет золотым
Зрительный зал – сердце театра, даже в лесах он вызывает трепет у всякого, кто входит в него, пусть и в строительные будни. На четвертом и втором ярусах укладку паркета ведут фирмы-субподрядчики – ООО «Ковчег-паркет», «Янтарная прядь» и «Паркет-Холл-Центр-Л». По периметру продолжается монтаж деревянного бортика балконов.
Для расчета необходимого расхода золота проведено контрольное золочение на каждом ярусе. Дело в том, что раппорт – повторяющаяся часть рисунка (узора) – на разных «этажах» различается. За золочение ответственны восемь реставрационных фирм. В результате предварительных исследований обнаружилось, что изначально весь зал был позолочен на полимент (специальный красящий состав, которым покрывают дерево перед полировкой), что дало эффектную глянцевую позолоту. При косметических реставрационных работах последних десятилетий этой технологией, как сильно затратной по времени, пренебрегали, накладывая сусальное золото на лак мордан, не расчищая предыдущих слоев позолоты, что сглаживало рельеф лепнины. После окончания работ зрители смогут снова увидеть изначальную красоту золочения.
Здесь же продолжается реставрация папье-маше. Почему эта работа идет так долго? Все объясняется весьма трудоемкой технологией. Только на сушку каждого элемента уходит по две недели: одну неделю бумага сохнет на форме, потом снимается и сохнет с обратной стороны. На эту работу привлечена фирма «РСК 1000+» из Казани.
В конце мая началась реставрация деки – деревянной панели потолка, на которую наклеен холст с живописью. Специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления наконец получили разрешение приступить к реставрации живописи на потолке зала. Задолго до начала большой реконструкции здания художники провели противоаварийные работы по консервации полотен. Укрепление и профилактическая заклейка плафона позволили на целых четыре года защитить росписи, ведь в зале длительное время не было нормального температурно-влажностного режима – тут просто гулял ветер.
Андрей Ивлиев, гендиректор ООО РСК «Возрождение» – субгенподрядчика по реставрации, уверен, что к Новому году будут вызолочены все нижние ярусы, а на «выходе» окажутся верхние. И только потом, когда снимут леса, придет время заниматься партером.
Этапы реконструкции
В середине 1990-х стало ясно, что здание Большого театра нуждается в срочном масштабном ремонте. К тому времени в полную негодность пришло 70% конструкций. Строительство новой сцены, завершившееся в декабре 2002 года, позволило сохранить труппу и репертуар, а заодно запустить колесо большой реконструкции.
В конкурсе по выбору генпроектировщика победителем было признано ЗАО «Курортпроект». Вопрос, как в сложнейших гидрогеологических условиях Москвы надежно укрепить разрушающуюся коробку исторического здания, был одним из первых. Остановились на варианте задавливания свай в грунт на глубину от 16 до 26 метров, что позволяет им выдерживать нагрузку более 80 тонн.
Мощным балкам отводилась роль каркаса, на который крепился бетонный пояс. Монолитная опора, идущая по всему внешнему контуру строения, открывала возможность для освоения подземного пространства, куда по проекту переносились гардеробы, туалеты, театральные буфеты.
Модернизации подлежало практически все оборудование, нижняя и верхняя сцены, звук и свет. Проектом была предусмотрена арьерсцена для быстрой перемены декораций. Впервые в истории российского театра предлагалось сменное сценическое покрытие – звукопоглощающее для балета и отражающее звук для оперы.
В результате проведения международных конкурсов право на поставку сценическо-технологического оборудования для Большого театра выиграла немецкая фирма Bosch Rexroth. В качестве генподрядчика предпочтение было отдано ЗАО «СУИхолдинг», более известного по исполнению федеральных заказов. Госконтракт на производство работ был заключен с «дочкой» холдинга – «СУИпроектом». Для московских компаний, участвующих в возведении филиала ГАБТа и претендовавших на новые подряды, места на стройплощадке не нашлось.
Мэр Москвы Юрий Лужков в свою очередь не одобрил проект подземной части театра: по его мнению, сложная геология Театральной площади делала строительство под ней по предложенному варианту небезопасным. В знак протеста градоначальник вышел из попечительского совета Большого театра.
К апрелю 2005 года Главгосэкспертиза выпустила положительное заключение по проекту, и в июле историческое здание закрылось на ремонт.
Однако уже первый год реконструкции Большого театра показал, что деятельность привлеченных фирм была плохо скоординирована и не совсем эффективна, а работы приобрели разноскоростной характер. Очевидным недостатком стало отсутствие взаимодействия с московскими властями.
Вскоре на проблемы долгостроя вблизи Кремля обратил внимание президент РФ Дмитрий Медведев. Весной 2009 года он создал межведомственную рабочую группу. Со стороны правительства Москвы в нее вошли мэр и глава стройкомплекса столицы Владимир Ресин. Президент поручил Юрию Лужкову лично контролировать ход ремонтно-реставрационных работ ГАБТа с целью скорейшего завершения проекта.
Изменения внесла и смена основного акционера – «СУИхолдинга». Контрольный пакет акций девелопера приобрело ООО «Сумма капитал». Наравне с ее структурами крупные подряды на работы получили известные столичные компании – ЗАО «СУ-155» и ООО РСК «Возрождение». Для усиления проектного блока на помощь «Курортпроекту» были привлечены специалисты ГУП «Моспроект-2», разработавшие документацию на подземную часть здания. По предложению мэра здесь появятся парадное фойе и репетиционные залы.