Владимир Бланк: «До точки «Б» добраться было бы неплохо…»
В интересное время живем! Страна набирает строительные обороты, продвигается, хотя и со скрипом, реформа ЖКХ. О том, как обстоят дела на столь важных «фронтах», рассказал исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Бланк.
На одном гектаре
– Владимир Викторович, чем занимается агентство?
– Оно отвечает за реализацию политики в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства, является крупным государственным заказчиком. Объем капвложений, которые мы осваиваем каждый год, превышает сто млрд. рублей. В основном, это большие стройки и федеральные целевые программы, самая масштабная из них – «Жилище». Или крупнейший объект в Европе – комплекс защитных сооружений в Санкт-Петербурге. В прошлом году объем федерального финансирования этой программы составил более 25 млрд. рублей. В 18 субъектах Федерации запущено 22 экспериментальных инвестиционных проекта комплексного освоения территорий, рассчитанных на ввод 52 млн. кв. метров жилья. Они интересны тем, что государство и бизнес как партнеры решают социальные задачи: бизнес строит жилье и продает, а государство делает то, что и должно делать – создает необходимую инфраструктуру, условия для развития бизнеса.
Не могу не сказать и о таком уникальном в России проекте, как «Южная трансрегиональная водная система». Он даст возможность обеспечить питьевой водой более трех млн. жителей Волгоградской и Астраханской областей, Ставрополья и Калмыкии. Речь идет о строительстве системы водопропускных сооружений, водопроводных сетей.
И еще. Всего за год более 15 тыс. семей военных получили квартиры.
– Есть ли фавориты среди упомянутых вами 22 инвестиционных проектов?
– Их объемы разные – от миллиона до 12,5 млн. кв. метров жилья. Такие проекты, как «Большое Домодедово», «Новый город» в Чувашии и Благовещенске, фактически предполагают создание городов-спутников. Например, для Благовещенска, жилищный фонд которого насчитывает менее 5 млн. кв. метров, строительство еще 1,8 млн. кв. метров жилья – огромный масштаб. Город вырастет на треть! Для Москвы с жилищным фондом более 200 млн. кв. метров строительство рядом города-спутника на 12,5 млн. кв. метров, на первый взгляд, не столь масштабно, но оно означает появление нового города.
– Или спального «придатка»…
– Ничуть! Хотел бы обратить внимание на важную деталь, характерную для будущих городов. Есть такой показатель – плотность населения на один гектар. Так вот, в Москве он составляет более ста человек, прибавим к ним 15-20 машин, пару автобусов – и все это на площади размером в футбольное поле.
Комфортность такого проживания весьма условна. Тогда как в европейских городах, занимающих первые места в рейтинге по этому показателю, плотность населения – 40-80 человек на гектар. Это важнейший градостроительный показатель, который определяет качество жизни. Площадь дорог, приходящихся на одну машину, в Москве в 3,5 раза меньше, чем в Париже, в 4,5 раза меньше, чем в Берлине. Именно несоблюдение градостроительных параметров сказывается на качестве проживания. Такая ситуация везде по России.
Так вот, в новых городах, которые создаются по инвестиционным проектам, удается решить эти проблемы, обеспечить такую среду обитания, чтобы в ней было комфортно жить. Думаю, когда эти проекты выйдут на заключительную стадию, и там начнут продавать жилье, первые новоселы это оценят.
Сложные задачи решаются по частям
– Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние жилищно-коммунального хозяйства?
– Отмечу, что агентство отвечает не за выработку политики в области ЖКХ, а за ее реализацию. Основное направление государственной политики сегодня – передать ответственность и необходимые ресурсы для управления жильем собственникам.
Несмотря на то, что многие живут в приватизированных квартирах, в 91 проценте жилищного фонда собственники жилых помещений не имеют никакого отношения к общему имуществу в доме, его состоянию. Говоря образно, человек, выпрыгнув из точки А, в точке Б еще не приземлился. Государство проводит линию, по которой собственники жилья должны отвечать за управление, за состояние жилых помещений и общего имущества. За инженерную инфраструктуру – трубы, дороги, которые подходят к дому, – несут ответственность муниципалитеты, а государство в лице региональной и федеральной власти – за нормативное регулирование, справедливые тарифы и соблюдение законодательства. Такая вот конструкция.
На деле же очень малая часть собственников реально участвует в управлении общим имуществом. Сегодняшние тарифы по всем видам услуг не являются экономически обоснованными, во многих регионах они предельны, с точки зрения покупательской способности населения. Единственный выход – применение механизмов субсидирования. Коммунальные предприятия, поставляющие отопление, воду, газ, электричество живут вне рынка. Таково состояние ЖКХ на сегодня.
– Впечатление такое, будто оно топчется на месте.
– Любая сложная задача решается по частям. Одна из самых острых проблем – ветхий и аварийный жилой фонд. Государство для его расселения и капремонта создало госкорпорацию с огромным капиталом в 240 млрд. рублей. Для того чтобы воспользоваться этими средствами, муниципальные образования и субъекты Федерации должны выполнить определенные условия, а именно – реформировать ЖКХ, реально передать управление жилым фондом от государства и муниципалитетов собственникам.
Всего условий 15. До этого были уговоры. Сейчас политика простая: хотите жить более комфортно, с умом используйте ресурсы, которые выделило государство. Несколько лет назад принят Жилищный кодекс РФ. Безусловно, в нем много недостатков, но он является законодательной основой для перевода управления жилищым фондом, а, иными словами, управления деньгами от муниципалитетов, которые не очень за него отвечали, непосредственно собственникам.
Этот процесс очень долгий. В прошлом году были проведены все конкурсы по выбору управляющих компаний, из тех, что сейчас есть на рынке. Дальше – зависит от собственников. Не нравится компания – выгоняйте, предъявляйте претензии. Ваше счастье в ваших руках. Государство не гарантирует вам само счастье, оно гарантирует его доступность.
Во всех субъектах Федерации созданы расчетные центры по сбору коммунальных платежей, которые служат элементом инфраструктуры во взаимоотношениях между ТСЖ, управляющими компаниями, коммунальными предприятиями. Три года создавалась система жилищных субсидий, для их исчисления определен механизм – федеральный и региональный стандарты доли жилищно-коммунальных платежей в доходах семьи. Это медленная рутинная работа, которая не видна, но она позитивна.
Конечно, и я, не как чиновник, а как потребитель, недоволен многим, к примеру, отсутствием обязательного страхования жилья. Если вас залил сосед – вы разбираетесь с ним сами, а должны иметь дело со страховой компанией. Если прорвало трубу (потому что ее плохо обслуживал подрядчик), не вам ловить подрядчика – компенсацию обязана выплатить страховая компания.
Тяжелое наследство – вертикальная разводка
– По каким, на ваш взгляд, принципам собственники должны выбирать способ управления?
– Выбор связан, прежде всего, с технической возможностью выполнения тех или иных необходимых для дома работ. Есть дома по 60 квартир, а есть – по 600. До переезда в Москву я жил в доме из восьми квартир. Так вот, и в таком малом числе владельцам было тяжело договориться даже о таком пустяке, как замена разбитого стекла на входе. В доме из 600 квартир ни о чем договориться вообще невозможно. Поэтому при выборе способа управления, в первую очередь, надо обращать внимание на его технологичность.
Второе – возраст дома. К примеру, про строение 1957 года постройки можно со стопроцентной уверенностью сказать: коммуникации не менялись или менялись однажды и очень давно, перекрытия деревянные. (Видите, мы про него знаем уже почти все.) Нужно обращать внимание на то, в каком состоянии находится дом, и насколько он сложный.
Сейчас в домах много электроники, напорной аппаратуры, сложные системы вентиляции, кондиционирования, отопления, да еще сложные крыши. А если к этому прибавить строительные ошибки…
Мой нынешний 32-этажный дом – хороший полигон для изучения строительных норм и правил. Например, в сильный ветер, начиная с 16 этажа, бывает трудно закрыть окна – они парусят. Значит, нарушены технические регламенты при строительстве. Непрофессионалам управлять такими домами невозможно.
Третий вопрос один из самых важных – это ответственность. Предположим, вашим ТСЖ, ЖСК единолично управлял председатель, который плохо относился к своим обязанностям. По его вине оказалась замороженной система отопления или протекла крыша. Предъявить этому человеку требования практически невозможно.
Как только вы задумаетесь об ответственности, о системе материальной компенсации за ненадлежащее управление вашей собственностью, с этого момента и определитесь с выбором.
Если вы имеете дело со сложными инженерными сооружениями, большим числом квартир, собственников, если хотите, чтобы те, кто обслуживает дом, отвечали за свою работу, то у вас единственный выход – управляющая компания. В договоре с нею должно быть предусмотрено страхование ответственности, процедуры, связанные с рассмотрением жалоб, возмещением ущерба при ненадлежащем управлении. Как вы эту компанию будете нанимать – другой вопрос. Не хотят собственники – каждый в отдельности – заключать договор, у них есть возможность объединиться в ТСЖ и через него нанимать компанию. Это вопрос удобства.
– И последнее – энергосбережение. Почему россияне лишены возможности влиять на потребление тепла? Ведь так просто решить эту проблему, запретив проектировать вертикальную разводку системы теплоснабжения…
– К сожалению, страна опоздала примерно на три года с вводом технических регламентов. Я не перевожу стрелки, но сегодня отсутствие технической возможности контролировать теплопотребление вызвано принятыми в свое время строительными нормами и правилами. Они предусматривают вертикальную разводку теплоснабжения. Этот вопрос обсуждался при рассмотрении проектов техрегламентов по теплоснабжению.
Аналогичные проблемы есть и с водоснабжением, когда разводка воды по квартире происходит из нескольких точек. Знаю, что в ряде технических регламентов, которые сейчас готовятся, вопросы энергосбережения рассматриваются отдельным блоком, и конструктивные решения, которые делают возможным применение энергосберегающих технологий и средств, являются обязательными.