Цемент – дорогой элемент!
Каковы итоги уходящего года для рынков недвижимости, ипотеки, строительства, страхования и оценки? Какие изменения ожидают их участников в новом году?
Эти и другие вопросы обсуждали участники 34 заседания Международного ипотечного клуба (МИК). И хотя 2007-й выдался относительно спокойным, в декабре на рынке недвижимости неожиданно возник легкий ажиотаж, который быстро «отыграл» месяцы застоя цен. Остановить этот начавшийся рост, скорее всего, будет сложно.
Примерно так трактовали текущий момент участники рынка. А вице-президент Ассоциации строителей России Владимир Пономарев, который лучше других знает ситуацию в своей отрасли, отметил рост цен на стройматериалы. Что потянет стоимость квадратного метра вверх.
И только выступление генерального директора RWAY Александра Крапина звучало диссонансом общему хору. А. Крапин считает: цены могут не только расти, но и снижаться. Здесь многое зависит от поведения профессионалов и политиков, высказываний чиновников высокого ранга. Кроме того, строительные компании имеют приличный запас прочности, который позволит им безболезненно пережить рост цен на цемент и железо. А поставщики материалов это прекрасно знают и до крайности дело не доведут: как только почувствуют, что брать жилье стали меньше, так и прекратят взвинчивать цены на стройматериалы. По мнению А. Крапина, цены в Москве уже достигли предела. Платежеспособный спрос населения упирается в этот потолок, и скоро люди не станут покупать даже по той цене, которая называется сегодня.
По мнению депутата Госдумы РФ Галины Хованской, для того, чтобы цены росли меньше, надо больше строить. А чтобы больше строить, необходимо создавать преференции застройщикам, развивать социальную ипотеку, помогать малоимущим приобрести квартиру даже по обычной ипотеке. Но не так, как это делается в некоторых регионах, где гражданам дотируют процентную ставку. Получается: сегодня есть деньги в бюджетах – дали, а завтра средства закончились – и что прикажете делать банкам? Человек-то будет платить свои семь процентов, а как быть банкам? Кто им покроет недостающие проценты?
Поэтому, считает Г. Хованская (и все с ней в этом согласились), надо дотировать первоначальный взнос, помогать людям его внести, а проценты пусть человек платит сам.
Еще одна проблема взволновала участников заседания – повышенное внимание налоговых органов к сделкам по недвижимости. Многим, кто продал квартиру (если она не была в собственности более трех лет), из налоговых органов стали приходить уведомления об уплате налога, независимо от цены, которая стоит в договоре. Как отметила аудитор компании «Ажур-аудит» Ирина Федулова, требование вполне законное. А то, что налоговики не делали этого раньше, так они были больше заняты юридическими лицами. Сейчас же начали обращать внимание и на физических лиц. Налоговики же прекрасно знают: проданная квартира не может стоить 999 тысяч рублей.
Как считает вице-президент МИК Ирина Радченко, риэлторам надо приучать клиентов к тому, чтобы все делалось в рамках закона. Не следует ждать, когда вам пришлют уведомление. Если вы продали квартиру, которой владели менее трех лет, и купили большую по площади (к примеру, с привлечением ипотечного кредита), то отчитайтесь перед налоговиками в том, что дохода вы не получили. Они, по мнению И. Радченко, пока с пониманием относятся к таким объяснениям.