14:41:12
23 ноября 2024 г.

Без денег никто не работает

Приобретение недвижимости – операция, участниками которой становятся не только продавец и покупатель. Ведь сделку нужно зарегистрировать. Помимо помощи риэлтора, могут потребоваться услуги нотариусов и банкиров. Так образуется целый «букет» дополнительных трат. В какие суммы они выливаются? Что считать обязательным, а без чего можно обойтись?

В бюро недвижимости «Агент 002» уточняют: расходы, связанные с оформлением недвижимости, распределяются, как правило, между продавцом и покупателем в следующем порядке. Сбор справок для отчуждения квартиры ложится на продавца (собственника), оформление квартиры (включая расходы по обслуживанию банковской ячейки) – на покупателя.

– В целом же доля расходов, сопровождающих сделку с недвижимостью, может составлять от 0,0001% до 0,01% без учета комиссионных агентства, – говорит Илья Клыков, заместитель генерального директора компании Paul’s Yard по обеспечению, сопровождению и комплексной безопасности операций с недвижимостью. – Многое зависит от суммы сделки. В некоторых случаях расходы могут увеличиваться. К примеру, если документация по объекту недвижимости устарела или имеет недочеты, потребуются лишние расходы на корректировку в соответствии с ныне действующим законодательством, доработку и инвентаризацию.

Организацию этих и многих других услуг часто берет на себя агентство недвижимости. Доля комиссионных риэлторам – самая значимая во всем пакете накладных расходов. Но не надо недооценивать и их трудозатраты. Они подыскивают жилье, организуют просмотры, собирают справки, проводят юридическую экспертизу… Величина комиссионных зависит от объема работ. А кроме того – от самого агентства и договора, который с ним заключается. Нынче разброс в среднем по рынку составляет 1–6%. Раньше, когда рынок был «дикий», в договорах отсутствовала четкая фиксация «комиссии». Сейчас этого уже почти не встречается.

Практически все агентства изначально фиксируют размер комиссионных в договоре. Хотя часть рынка, работающая «в черную», все равно существует. Но тенденция к прозрачности прослеживается четко. Ведь если обнаружится, что агентство работает «в черную», клиенты перестанут рекомендовать его знакомым и друзьям, что отразиться на прибыли.

В бюро недвижимости «Агент 002» эту ситуацию оценивают несколько иначе. Валерий Барнинец, директор по продажам БН «Агент 002», отмечает, что вознаграждение риэлтора фиксируется в агентском договоре при его заключении. Но сегодня далеко не у всех агентств эта сумма прозрачна, большинство по-прежнему работают со скрытой комиссией. Хотя в последнее время осведомленность населения в квартирных вопросах уже не позволяет агентствам скрывать свой процент.

Михаил Гороховский, первый вице-президент корпорации «БЕСТ-Недвижимость», объясняет:

– Чаще всего скрытая комиссия возникает при альтернативных сделках – когда одна квартира продается, а взамен приобретается другая, с доплатой. Такие сделки иногда представляют собой целые цепочки реализуемых объектов. Таким образом, у риэлтора появляется возможность спрятать цифры, и многие «специалисты» пытаются не упустить эту возможность. А бывает, что и в условиях чистой продажи риэлторы иногда пытаются что-то урвать – например, получить комиссию с обеих сторон – и с покупателя, и с продавца.

По мнению М. Гороховского, стремясь к прозрачности сделок при растущей конкуренции, бизнес стимулирует понимание того, что главным капиталом риэлтора является его клиентура. Задача агентства – сделать так, чтобы клиент был доволен и рекомендовал бы его своим знакомым. Только в этом случае риэлторский бизнес становится стабильным. Согласно практике компании «БЕСТ-Недвижимость», 60% обращений происходит по рекомендации. Со скрытыми комиссиями в агентстве борются жестко – если об этом становится известно администрации, клиенту возвращают все «лишние» деньги. Агента увольняют.

Все остальные платежи не столь значительны. Однако в сумме «набегает» немало. Оформление доверенности агенту, который сможет представлять интересы продавца/покупателя в ходе сделки, – примерно 500 руб. Аренда банковской ячейки для передачи денежных сумм от покупателя к продавцу обойдется в 1500 руб. Кроме того, говорят в компании Paul’s Yard, если в качестве объекта недвижимости выступает квартира, то сумма регистрации будет варьироваться от 1000 до 10 000 руб. Если речь идет о нежилом или загородном помещении – сумма автоматически увеличивается.

– Составление заявления в простой письменной форме (ППФ) для регистрации сделки входит в стоимость расходов по регистрации, – объясняет Ирина Котова, директор по маркетингу компании «ХИРШ». – В Москве некоторые агентства пользуются услугами фирм, оказывающих посреднические услуги при работе с управлением Федеральной регистрационной службы. Их стоимость (полная, включая составление договора в ППФ) – 9–11 тыс. руб.

Нотариус к проведению сделки привлекается довольно редко. В принципе, нотариальное оформление может стоить 0,5–1,5% стоимости жилья.

По оценке специалистов инвестиционного банка «КИТ Финанс», при оформлении сделки также может потребоваться регистрация у нотариуса согласия на сделку супруга/супруги. Это примерно 100–200 руб. Заказ поэтажного плана и экспликации в БТИ – это 100–2500 руб. и 90 руб. соответственно. Стоимость также зависит от срока исполнения услуг инвентаризаторами.

И еще. При оформлении ипотечного кредита обязательно страхование сделок с недвижимостью. При обычных сделках к страховщикам обращаются редко.

Наталия Крол

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация