«Перегрев» виден всем. Что дальше?
Недавно в Экспоцентре на Красной Пресне прошла конференция «Рынок недвижимости: ситуация, тенденции, прогноз» («КР», № 35, 31 августа). Как видно из названия, она, по замыслу организаторов – Московской ассоциации риэлторов, – должна была не только точно определить нынешнее состояние рынка недвижимости в столице, но и выявить пути его дальнейшего движения и, наконец, ответить на вопрос: а что же ждет нас всех в обозримом будущем?Понятно, что жизнь не укладывается в жесткие рамки теоретических построений, даже если за дело берутся известные специалисты (а на конференции выступали такие «зубры» аналитики, как Геннадий Стерник, Олег Репченко, Валерий Казейкин, Константин Апрелев, Наталья Чукаева, Дмитрий Рощин, Александр Крапивин и другие).
И потому, если оценки ведущих московских специалистов нынешней непростой ситуации на рынке недвижимости оказались во многом сходны (и в этой части выступления звучали конкретно и убедительно), то относительно проявляющихся тенденций, а тем более в определении его дальнейшего развития, взгляды выступающих разошлись.
Что же, как говорится, в сухом остатке?
Вывод первый: сегодня рынок московской недвижимости изрядно «перегрет». Цены на жилье достигли заоблачных высот и, не взирая ни на что, медленно, но упрямо, как спецназ в горах, ползут вверх. Правда, темп в последние два месяца заметно ниже (1% в неделю), чем был весною и в начале лета. И, по мнению руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» О. Репченко, это свидетельствует о том, что рынок находится в неустойчивом состоянии, но говорить о его стабилизации рано.
Вывод второй: тенденции – эти маленькие вешки на «пути в незнаемое» – еще слабые, не оформившиеся и оттого не позволяющие сделать даже простое умозаключение о том, например, линейно или циклично пойдет дальнейшее развитие рынка.
Вывод третий: никто не берется предсказать, хотя бы с небольшой долей уверенности, куда придет столичный рынок недвижимости. Так, руководитель аналитического консалтингового центра «МИЭЛЬ-Недвижимость» Г. Стерник убежден, что впереди – еще большее снижение темпов (именно темпов) роста цен длительностью примерно в год. Но не у всех участников конференции эта точка зрения нашла поддержку.
Наконец, вывод четвертый (здесь мнение оказалось одинаковым): снизить цены административными мерами нельзя, и единственное, что может повлиять на рынок, – увеличение предложения на первичном рынке недвижимости. Проще говоря, чем больше будут строить, тем ниже будут цены.
В конечном итоге вырисовались три сценария возможного развития событий: практически не реален кризис рынка недвижимости; маловероятен дальнейший рост цен нынешними темпами; более реален вариант стабилизации на существующем уровне и плавный инфляционный рост.
Оправдаются ли умеренно-оптимистичные прогнозы признанных специалистов? Покажет время.
Алексей Брынцев