03:28:59
22 ноября 2024 г.

Итоги жилищной реформы, но не у нас, а в Италии

Реформу жилищной сферы в Италии интересно рассматривать в контексте общегосударственных реформ. Несмотря на свою традиционно дурную репутацию коррумпированного и слабого государства, Италия нашла в себе силы с середины 90-х годов прошлого века осуществить глубокие перемены, которые были насущно необходимы ввиду политического, социального и финансового кризиса, охватившего страну.Низы хотят, верхи могут
В 1994 году государственный долг Италии составлял 125% от ВВП, увеличившись за 14 лет (с 1981 года) более чем в два раза. Политики были дискредитированы проведенной операцией по борьбе с коррупцией «Чистые руки». Население, деловые круги, общественные организации, уставшие от проблем, связанных с неэффективной экономикой, и опасавшиеся оказаться на обочине общеевропейского рынка в момент, когда Европейская комиссия выбирала страны, в которых будет введена единая валюта, – все ожидали реформ. И реформы начались.
Что касается непосредственно жилищной политики, здесь явно прослеживались следующие тенденции:
– либерализация квартирной платы с целью дать толчок частным инвестициям в этот сектор;
– создание национального «строительного» фонда, предназначенного, с одной стороны, для финансирования новой системы помощи населению, а с другой стороны, для санации деградирующих городских зон;
– создание национального комитета по наблюдению за жилищными условиями;
– реформа статуса IACP (Независимых институтов народного жилья): облечение их финансовой ответственностью, введение режима конкуренции с другими участниками рынка, разрешение продаж жилья нанимателям.
Тем не менее, общего жилищного законодательства в Италии до сих пор не существует. С 1976 года жилищная политика – дело регионов (их в Италии 20, причем 5 из них имеют особый статус), центральное управление возможно для доработки каких-либо жилищных программ. Процесс децентрализации на региональном уровне сегодня близок к завершению.

Жилье для народа
На рынке социального жилья Италии действуют две большие группы: общественные операторы (IACP) и частные (различные кооперативы).
106 Независимых институтов народного жилья строят и управляют социальным жильем. Национальный жилищный фонд (государственный и принадлежащий 8100 коммунам) располагает около 900 тысячами домовладений, находящимися под опекой IACP, действующих как делегированные домовладельцы. Но надо отметить, что в каждом отдельном регионе статус этих организаций различается.
С помощью полученных денежных средств они могут строить не только жилье, но и коммерческие здания, паркинги и приобретать материально-техническое обеспечение для сдачи квартир внаем. Они наделены широкими полномочиями для административно-организационного управления домовладениями. Находясь под контролем региональных властей, IACP тем не менее, обладают определенной автономией, сходной с автономией частных операторов, но все-таки зависят от гражданского законодательства в вопросах управления и выбора предприятий. Все эти общественные операторы объединены в Федерацию независимых институтов народного жилья (ANIACP).
Кооперативы, или частные операторы, признанные государством, также могут развернуть свою деятельность в районах, предназначенных для социального жилья. Правила их регистрации достаточно просты, поэтому в Италии их насчитывается около 50 тысяч, однако реально действуют меньше половины.
Строящееся жилье предназначено, как правило, для семей с невысоким уровнем доходов или для сдачи внаем по формуле «неделимой собственности», гарантирующей участникам бессрочное использование полученных квартир. Существует лишь одно ограничение, запрещающее перепродавать жилье в течение определенного периода времени (от 5 до 10 лет).
Можно отметить два основных направления деятельности подобных кооперативов:
– традиционное предложение жилья. Так действуют строительные кооперативы, занимающиеся субсидируемой или дотируемой недвижимостью. В момент начала строительства его участники объединяются в классический кооператив, который распадается, когда все работы завершены;
– предложение под конкретный запрос. Так действуют кооперативы с общей собственностью, представленные жилищными объединениями. Речь идет об обществах с ограниченной ответственностью, строящих жилье для своих членов, которые получат право жить в этих квартирах, но никогда не будут их собственниками.

Откуда денежки?
В отличие от многих европейских стран в Италии государственная помощь в жилищной сфере идет исключительно по направлению финансовых вложений в строительство и приобретения жилья (инвестиции в «камень»). Государством не предусмотрено никаких денежных пособий семьям с низкими доходами для оплаты аренды их квартир или возмещения взятой ссуды на жилье.
Население с низким или очень низким уровнем доходов может рассчитывать на получение субсидируемого жилья. Как правило, такое жилье строится и управляется IACP. Возможность воспользоваться подобным типом жилья имеют лица, чей максимальный ежегодный доход составляет не более 11 тысяч евро (для неработающих) и 18 000 евро (для получающих зарплату).
Этот тип финансирования предназначен для муниципалитетов (для реконструкции их жилищного фонда); для IACP (для строительства новых квартир и реконструкции социального жилищного фонда). Распределением финансовых средств между регионами занимается Комитет экономического программирования (CIPE) и Комитет жилищного строительства (CER). Регионы, в свою очередь, направляют полученные деньги на строительство новых домов или реконструкцию старых (но не более 30%). Построенные дома эксплуатируются IACP. Часть квартир должна быть отдана государству для создания оборотного фонда. Квартирная плата здесь минимальна и, за вычетами расходов на управление и на техническое содержание жилища, близка к нулю.

Щадящая ипотека
Другая возможность для бедных слоев населения решить свои жилищные проблемы – получить доступ к жилью, включенному в систему социального страхования. Граждане могут взять банковскую ссуду на 15 лет, государство покрывает разницу между процентной ставкой по ссуде, которую платит заемщик, и рекомендуемой процентной ставкой, которая может составлять до 15%.
Процедура доступа к этой государственной помощи такова: после принятия решения CER/CIPE регион получает от государства часть предназначенных для него денежных средств, которые он, в свою очередь, распределяет между операторами, захотевшими участвовать в данной программе. Подобная бонифицированная ссуда (не превышающая обычно 7500 евро на квартиру) может покрыть строительные издержки.
Этот вид государственной помощи почти всегда дополняется собственными средствами или ссудами банков. Доступ к нему имеют муниципалитеты, кооперативы или IACP для помощи гражданам, чей ежегодный доход составляет (для работающих) не более 4000 евро. Их процентная ставка равна 3%. Кооперативы, общественные домовладельцы или строительные предприятия, реализующие жилье для общего права собственности лицам со средним уровнем доходов, предоставляют ссуды за немногим более высокий процент в зависимости от уровня доходов граждан (чем он выше, тем выше процент по ссуде). Жилье, построенное кооперативом или предприятием, предоставляется конечному адресату, удовлетворяющему требованиям, необходимым для его получения.
Жилье, включенное в систему социального страхования, облагается НДС в размере всего 4%, в течение 15 освобождается от уплаты земельного налога и части коммунальных налогов.

Наталья Самарина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация