Что нам стоит дом снести?
То, что земля в Подмосковье предоставлялась с нарушениями, до последнего времени было секретом полишинеля, а недавно признано официально. Была инициирована кампания по сносу коттеджей, построенных в водоохранных зонах.Федеральная служба по надзору в сфере природопользования «вдруг» выявила более чем две тысячи домов, построенных впритык к воде, хотя согласно Водному кодексу РФ, строительство в 30-метровой зоне на берегах крупных рек, а также водохранилищ, являющихся источниками водоснабжения, запрещено.
Так кто хозяин?
Помимо этого, было признано, что почти 1400 гектаров госземель в Подмосковье застроено вообще незаконно, без получения необходимой разрешительной документации. Нередко лакомые кусочки в ближнем Подмосковье отводились под строительство дорогих особняков местными администрациями на «определенных» ими самими условиях, часто в обход действующих законов. Дело в том, что большая часть земель в области – государственная, а это значит, что районные власти распоряжаться ими по своему усмотрению в принципе не могли. Напомним, что подмосковную землю пытались «разграничить» почти сразу после принятия соответствующего закона (в 2001 году): на землю Федерации, ее субъекта и местных муниципалитетов. Однако и по объективным причинам (невероятной сложности данной процедуры: решение чуть ли не по каждому участку должен был подписывать сам премьер), и по субъективным (о которых все знают, но предпочитают не говорить) практически ничего в этом направлении сделано не было. Тем не менее, проблема самовольной застройки стала настолько острой, что в 2003 году ее стали решать при помощи судов.
Осень – полетели иски…
Иски о сносе незаконно построенных коттеджей появились в районных подмосковных судах еще осенью прошлого года. Как правило, по ним выносилось положительное решение. Например, в сентябре 2003 года Солнечногорский суд постановил: снести 13 коттеджей в деревне Пятница (на территории турбазы «Екатерининские валы»).
Суды даже не обращали внимания, что в большинстве случаев у «проблемных» коттеджей были добросовестные приобретатели, справедливо полагая, что это некая страховка со стороны владельцев.
Напомним, что в апреле 2003 года появилось разъяснение Конституционного суда, по которому «неблагополучное» имущество, подлежащее изъятию в пользу законных собственников, должно было изыматься у добросовестных приобретателей возмездно, то есть за деньги. Приблизительно в это же время участки с не очень чистой судьбой начали в массовом порядке перепродаваться, чтобы их собственники получили вожделенный статус добросовестных приобретателей (до сих пор столичные офисы «бомбят» спамами и факс-рассылкой о срочной продаже подмосковных особняков). Очевидно, поэтому их апелляционные иски в высшие судебные инстанции также были отклонены.
Журналисты не поняли власть?
И вот в начале лета в прессе появились многочисленные публикации о грядущем показательном сносе незаконных построек. Общественное мнение забурлило, целиком приняв сторону властей, решившихся, наконец, на открытую борьбу с «богатенькими буратинами», которым все позволено. «Наконец-то власть наведет порядок!!», – думал обыватель, читая прессу.
Была названа «дата икс»: 1 августа. Якобы именно тогда должен быть снесен первый коттедж в деревне Глухово Красногорского района. По телевидению показали репортаж, как некие строгие дамы передают растерянному гражданину у высокого забора какие-то бумаги. Подразумевалось, что это судебные приставы вручают владельцу коттеджа постановление о его сносе. Оказалось, что никакого решения по поводу этого коттеджа не было – суд даже не стал рассматривать это дело.
И. о. заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, координатор министерства природных ресурсов РФ по проверке Московской области Олег Митволь выступил на «Эхе Москвы», заявив: «Я вообще не понимаю, откуда взялась эта дата, что 1 августа должно быть что-то снесено». По его словам, Министерство природных ресурсов подготовило и передало в прокуратуру около тысячи актов о незаконном строительстве из общего числа выявленных за месяц в области 250 тысяч нарушений. В настоящее время проверка продолжается, ее предварительные итоги будут подведены к 10 сентября.
Госдума также «держит руку на пульсе»: придя с летних каникул, депутаты заслушают доклад министра природопользования о ситуации с подмосковными землями – он приглашен на «Правительственный час» 29 сентября. Так что нам осталось, как обычно, ждать осени и надеяться, что к тому времени о проблеме не забудут…
Наталья Самарина
Редакция попросила высказаться по поводу кампании о сносе коттеджей независимых аналитиков и профессионалов рынка недвижимости.
Олег РЕПЧЕНКО, директор аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости»:
– Большинство экспертов рынка не верят, что реально дойдет до сноса довольно дорогих домов. Хотя не исключено, что для острастки несколько домов все же сломают. Вся эта кампания создает впечатление, что чиновники просто пытаются найти для себя новый источник доходов. Хотя в ряде случаев люди умудрились построить себе дома действительно с большими претензиями и угрозой для экологии, и это многих возмущает.
Мы живем в условиях рынка, и как показывает практика, люди, у которых есть деньги, если очень захотят, все равно построят себе коттедж в любом облюбованном ими месте. Возможно, в этом нет ничего предосудительного, если это не создает угрозы для экологии и безопасности других людей. Например, во всем мире можно купить остров, можно купить лес или кусок побережья. Другое дело, что такая покупка должна приносить деньги в бюджет, а строительство в природоохранных зонах жестко контролироваться. Поэтому, возможно, имеет смысл не запрещать такое строительство (так как это приводит лишь к тому, что деньги перетекают в карман чиновников), а разрешить, но с обременениями и контролем. Например, ввести соответствующие нормы, обязывающие оборудовать дома у водохранилищ необходимыми очистными сооружениями. А за факт загрязнения воды накладывать очень большие штрафы. И, наконец, и за право строительства в таких зонах, и за пользование домом ввести повышенный налог.
Это позволит бороться со строительством в природоохранных зонах не административными методами, а экономическими. Тогда многие быстро поймут, что подобное удовольствие, в общем-то, не стоит таких денег.
Юрий КОЧЕТКОВ, руководитель отдела маркетинга компании «Правовой центр жилья»:
– Насколько я знаю, из-за различных нарушений можно смело сносить если не половину, то точно процентов десять всех коттеджей, построенных в Подмосковье. Даже независимо от близости к водоохранной зоне. Брать любой коттеджный поселок и «копать»: основания, чтобы снести тот или иной дом, найдутся. Но, разумеется, что никаких чиновников в Подмосковье ни за какие нарушения не посадят – это запрещено внутренним бюрократическим кодексом. Если тебя сняли с большой должности, «добивать» не будут, а предоставят какую-нибудь небольшую синекуру. Это действующее правило, это условие выживания чиновников.
Александр РЫКОВ, директор департамента загородной недвижимости компании «Пенни Лейн»:
– Если посмотреть на то, как развивался этот рынок, понятно, что там не все было хорошо. По различным оценкам, в Подмосковье от 10 до 25% земель предоставлены с нарушениями. Их можно разделить на две категории. Часть нарушений связана лишь с процедурой вывода, продажи или застройки земель, но в принципе застроенные земли могли или должны были быть застроены. К примеру, стоит задуматься, а нужно ли заниматься сельским хозяйством в ближайшем Подмосковье? Наверное, для этих земель найдется более интересное предназначение. Значительная часть этих сельхозугодий в настоящее время являются таковыми чисто номинально.
Другое дело, когда речь идет о застройке качественных лесов, побережий водоемов или иных природоохранных зон, то же касается соблюдения сервитутов (права ограниченного пользования соседним или другим земельным участком – Ред.). С этой категорией нарушений мириться не стоит. В противном случае мы рискуем остаться без лесов и зон отдыха в Подмосковье. И те меры, которые принимаются по «расчистке» именно этих земель, безусловно, нужны. Дело в том, что в результате такой застройки снижается качество всего района: из-за нескольких недобросовестных застройщиков страдают жильцы окружающих домов и поселков. Так или иначе, эти вопросы должны решаться в судебном порядке.
Сергей ЕЛИСЕЕВ, директор департамента маркетинга и рекламы корпорации «ИНКОМ-Недвижимость»:
– Речь идет о том, что в свое время некоторые чиновники «не очень законным образом» выделяли земли в Подмосковье некоторым компаниям. При этом ряд земельных участков выделялся из состава земель Государственного лесного фонда и иных особо охраняемых категорий. Но, на наш взгляд, сегодняшние проверки законности предоставления участков никакого влияния на предоставление земель в области не окажут. Крупные девелоперы как покупали тут землю, так и будут покупать. Здесь играют роль рыночные отношения: ты приобретаешь участок и ведешь свое строительство.
Когда верстался номер
По сообщению информагентств, власти все-таки начали снос незаконных сооружений. По информации пресс-службы Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы, на территории природного памятника Серебряный бор, напротив одного из дачных участков, обнаружен незаконно построенный 50-метровый лодочный причал. Его-то металлический забор и был демонтирован сотрудниками ГУП «Гормост» в соответствии с предписанием Департамента природопользования.