Банкиры волнуются
Как показало прошедшее лето, банковский сектор и рынок недвижимости связаны у нас очень тесно. Проблемы, возникшие с некоторыми финансовыми институтами, незамедлительно отразились на рынке жилья. Мирная, традиционно спокойная для этого времени года «дремота» рынка недвижимости была нарушена. Сейчас, правда, ситуация с банками стабилизировалась. Но надолго ли? Что ждет нас осенью? Эти и другие вопросы обсуждались на днях специалистами Ассоциации российских банков и Российской гильдией риэлторов.
Как отметила президент РГР Елена Дранченко, ожидаемого в связи с банковским кризисом краха на рынке недвижимости не случилось хотя бы потому, что он на все потрясения в экономике реагирует не тотчас, а несколько месяцев спустя. К примеру, цены на жилье после кризиса 1998 года упали только в марте 1999 года. Так что некоторое снижение темпов роста цен в летний период никоим образом не связано с банками. Просто цены начали приходить в свое нормальное состояние.
Но только каково это нормальное состояние? Может, цены будут опускаться? Отнюдь. По мнению председателя Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, осенью наиболее вероятна не стабилизация цен на жилье, а их рост. Почему? Потому что нефть продолжает дорожать. А это сегодня один из ключевых факторов, который влияет на экономику России. И на рынок недвижимости в том числе.
Вторая составляющая, отметил Г. Тосунян, которая очень влияет на ситуацию в жилищной сфере, – это отсутствие секторов вложения денег. Акции? С ними непонятная ситуация. Банки – опасно, там риск очень высок. Поэтому и «сливаются» лишние рубли и доллары в недвижимость. Это открытый сектор для населения, который, помимо надежности, позволяет иметь высокую степень доходности.
Но беспрецедентный рост цен на рынке недвижимости, который продолжался последние три года, пугает даже риэлторов. Дело в том, как отметил руководитель РАН «Сава» Константин Апрелев, что в период бурного роста цен на квартиры на жилищный рынок приходит масса спекулянтов, задача которых – получить как можно большую прибыль любой ценой.
Осенью же риэлторы, как и банкиры, тоже ждут роста цен, но небольшого. К.Апрелев считает, что до конца года цена квадратного метра вырастет на 5–8%. Итого за 2004 год рост цен составит порядка 25–30%. За прошлый же год цены поднялись на 45%.
Если кого и затронул больнее всех переполох с банками, так это застройщиков. Их в последние год-два на рынке стало очень много. Видя, что цены растут, многие риэлторские фирмы стали специализироваться на строительстве. Но не у всех это получалось. Проекты зависали, выплаты по кредитам отодвигались… Если банк был в доле, то ему приходилось ждать разрешения вопроса. Такое положение банки терпели до начала лета. Но когда кое-кого «потрясли», банкиры заволновались (отток денег стал больше, чем приток) и стали сворачивать сомнительные, на их взгляд, программы. Одним словом, абы кому они уже кредитов не дадут. Такая ситуация очень благоприятна для конечного потребителя. Вложенные им в строительство деньги не пропадут. Дом обязательно достроят.
На встрече банкиров и риэлторов были затронуты и вопросы развития ипотеки в столице. Все выступающие отметили, что развивается она пока не теми темпами, какими бы хотелось. Правда, мнение К.Апрелева на перспективу внедрения в России ипотеки вполне оптимистичное. Он считает, что к 2010 году 30% объема приобретенного жилья будет осуществлено с помощью ипотечного кредита. Но для этого необходимо принятие поправок в различные законы. И часть их уже есть в том пакете, который принимает Госдума.
Но развитие ипотеки, по мнению и риэлторов и банкиров, неминуемо поднимет цены на жилье. Правда, как считает Е.Дранченко, это произойдет только в том случае, если в столице не будут увеличиваться темпы строительства жилья. А их в нынешних непрозрачных отношениях по выделению земельных участков увеличить невозможно. Этот замкнутый круг может разорвать только принятие нового Градостроительного кодекса, в котором будут четко прописаны условия выделения земельных участков для строительства жилья. А он, к сожалению, пока находится в стадии согласований.