Красно-кирпичные монстры никто не хочет покупать
Подробно о подмосковном рынке жилья можно было узнать на семинаре «Недвижимость Подмосковья», который проходил недавно на ВВЦ в рамках IV региональной выставки «Строительная неделя Московской области».
Президент Гильдии риэлторов Московской области Игорь Коханый рассказал о том, что рост цен, особенно в городах, которые находятся в радиусе до 50 километров, продолжается. Практически на сегодня он сопоставим со столичным – от 14 до 18% по районам. В следующем году, отметил г-н Коханый, рост тоже прогнозируется, но не более 10%.
Если в столице рост цен напрямую зависит от спроса, то в Подмосковье не только спрос определяет стоимость квадратного метра. В области не хватает строительных площадок. Инвестор ведь в чистое поле не пойдет, а у города есть границы. Возведешь дом за городской чертой, цена квадратного метра упадет, а вместе с ним упадет и доход. Невыгодно. Вот все и стараются «воткнуться» в развитый район. А здесь дом-развалюха занимает столько территории, что снеси его – можно построить многоквартирную башню. Со сносом-то и возникают проблемы. Нередко хозяин дома просит за свою халупу такую цену, что никаким расчетам это не поддается.
Подмосковье – это не только жилищное строительство, но и земля, которая сегодня в очень хорошей цене. По словам директора управления загородной недвижимости компании «МИЭЛЬ» Владимира Яхонтова, за последний год цены на землю выросли в два раза. Тем не менее, звонков на покупку загородной недвижимости в компанию поступает в несколько раз больше, чем от хозяев коттеджей, которые хотели бы их продать.
Покупатель стал разборчив: домина-монстр образца начала 90-х годов его не привлекает. Сегодня большинство покупателей спрашивает небольшой по метражу (до 200 «квадратов») домик в охраняемом поселке.
Другая особенность подмосковного рынка – крайне медленное развитие ипотеки. Генеральный директор компании «Подольская жилищная инициатива» Юрий Алексеев назвал несколько причин этого. Хотя Московская область и относится к числу богатых регионов, иностранные компании не спешат туда со своими ипотечными схемами. Не торопятся и российские банки предлагать свои кредитные продукты. Делать же ставку на муниципальные бюджеты, по мнению г-на Алексеева, несерьезно. Единственное реально действующее «ипотечное» звено – кредитные потребительские кооперативы.
Юрий Алексеев отметил еще один барьер на пути развития ипотеки в области, а именно – действия работников Московской областной регистрационной палаты. Оказывается, некоторые отделы МОПР просто не знают, как регистрировать ипотеку. Нет пока четких инструкций и у нотариальных контор. Нотариусы порой тоже не в курсе, как им заверять закладные. Много претензий у тех, кто выдает ипотечные кредиты к органам опеки и попечительства. Практически по каждой сделке, связанной с ипотекой, им приходится доказывать, что родители, беря ипотечный кредит на покупку новой квартиры, не ущемляют прав ребенка.