06:29:08
17 ноября 2024 г.

Россия делает прыжок

Наша страна – непредсказуемая. Как это уже не раз бывало в ее истории, и в становлении национальной системы жилищного финансирования мы просто перескакиваем через одну, а то и через несколько промежуточных ступеней. Так считает директор Центра кредитов и займов корпорации «БЕСТ-Недвижимость» Владимир Лопатин.– Вы полагаете, что российский вариант ипотеки уже можно назвать классическим?
– В деталях, разумеется, нет. Какая уж тут классика, если в стране, например, нет кредитных историй и кредитных бюро? И, судя по всему, не будет, несмотря на принятый закон. Но и суррогатной нашу ипотеку уже не назовешь. Серьезные банки (в том числе иностранные) наперебой предлагают вполне зрелые кредитные программы, с довольно приличными по нашим масштабам объемами финансирования.
– А тогда почему же на статистике это почти не отражается? Подавляющее большинство сделок на рынке жилой недвижимости по-прежнему оплачивается покупателями сполна.
– Для того, чтобы обстоятельно ответить на этот вопрос, одного интервью явно недостаточно. Форсированному развитию ипотеки в нашей стране препятствует множество причин: исторических, психологических, экономических, законодательных, организационных. На этом не слишком благоприятном фоне смело можно говорить не об отставании, а, наоборот, даже об опережающем развитии ипотеки. При этом, как философ по образованию, я бы сказал, что ипотека в России опережает не только объективные реалии. Субъективно большинство нашего населения также оказалось не готово к жизни в кредит. Кто-то из моих коллег остроумно заметил, что большинство наших граждан по-прежнему путает ипотеку с медицинским термином. И это после того, как едва ли не все СМИ, вторя президенту и правительству, нередко ипотечной тематике отдают даже первые полосы, а весьма уважаемые банки объявили о своей готовности направить в новое дело сотни миллионов, а то и миллиарды долларов.
– Следует ли трактовать ваши слова в том смысле, что ипотечные банки уже сегодня могут выдавать кредитов гораздо больше, чем у них берут?
– Примерно это я и хотел сказать, но с некоторыми уточнениями. Во-первых, ипотечные кредиты у нас выдают не только и даже не столько специализированные ипотечные банки (как это принято в экономически развитых странах). Лидирующие позиции на рынке занимают пока универсальные банки, хотя тенденция к специализации этого вида банковского бизнеса явно просматривается.
Во-вторых, предложение ипотечных кредитов сейчас опережает реальный спрос на них только в финансовом отношении. Что же касается организационной части, то здесь отрыв не столь велик, а во многих случаях даже наоборот: сами банки оказались не готовы к наплыву столь хлопотной клиентуры, коей являются ипотечные заемщики. Сплошь и рядом в банках не хватает помещений, оборудования, подготовленных кадров.
Но это временные проблемы, с которыми большинство участников ипотечного рынка наверняка справится в кратчайшие сроки. И тогда предложение по жилищным кредитам опередит сформировавшийся спрос вполне основательно и, боюсь, надолго. Согласитесь, рассказать миллионам граждан не очень-то просвещенной в рыночном отношении страны о новом рыночном инструменте, да еще так рассказать, чтобы заинтересовались и поверили, – задача более сложная, чем оборудовать и укомплектовать десяток новых офисов под ипотеку.
– Не боитесь ли вы показаться чрезмерно оригинальным со своими заявлениями в отношении спроса и предложения? Ваши коллеги-ипотечники в унисон твердят о том, что потенциальный спрос на жилищные кредиты в десятки раз превышает нынешние объемы кредитования.
– Не боюсь, потому что с этим утверждением я полностью согласен. Я-то говорил не о потенциальном, а о реальном спросе населения. То есть, о спросе вполне осознанном, выраженном в готовности граждан к немедленным действиям. Вот этого нам явно не хватает. Не хватает, несмотря на то, что ипотека в Москве только за последний год подешевела в среднем на четыре процентных пункта, да и по другим своим параметрам движется к клиенту семимильными шагами.
– Вы считаете, что виной тому недостаток пропаганды этого сравнительно нового финансового инструмента?
– Это было бы слишком простое объяснение. А может и не совсем верное. Народ-то у нас своеобразный: чем больше ему талдычишь о чем-то полезном, тем он меньше верит в услышанное. Поэтому прямолинейная «пропаганда» вряд ли подходит к столь сложной материи, каковой, несомненно, является ипотека и все с нею связанное. Здесь требуются куда более тонкие методы общения с потребителем. Тонкие, но вместе с тем настойчивые, доходящие до каждого потенциального заемщика в отдельности.
– Я не ослышался: до каждого в отдельности?
– Именно в отдельности. И это не лозунг, не девиз, а реальная задача, которую должны, по-моему, ставить перед собой все те, кто хочет чего-то добиться на этом формирующемся рынке. И должен сказать, пока эта задача вполне решаема. Даже в Москве сегодня выдается не более десятка ипотечных кредитов в день – на двадцать с лишним банков, активно позиционирующих себя на этом рынке. Согласитесь, даже десятикратное увеличение объемов кредитования не сильно усложнит обсуждаемую нами задачу. Ипотека и тогда останется штучным продуктом, предназначенным для сугубо индивидуального потребителя. Продуктом, который нуждается не в шумной рекламе, а в камерном разъяснении и в глубоком сервисном сопровождении – от первого ипотечного шага до последнего.

Беседу вел Николай Вяткин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация