23:30:44
11 апреля 2021 г.

«Сюрприз» по завещанию

На бумаге интересы социально незащищенных граждан надежно охраняются, однако на практике нередко действует закон джунглей: кто сильнее, тот и прав. Тем не менее, добиваться справедливости стоит – бывает, что под напором неопровержимых аргументов закон все же срабатывает.

Картина маслом

Сережа жадно ел, забыв обо всем вокруг, и его крестная Лилия Борисовна с горечью вздохнула: прямо картина Маковского «Свидание», вот до чего довели бедного мальчика, совсем изголодал! Конечно, возраст «мальчика» неумолимо приближался к тридцати годам, но толком позаботиться о себе Сережа не мог – часто болел, из-за слабого сердца чуть инвалидность не дали.

Сердце самой Лилии Борисовны разрывалось от боли и сострадания, но что могла поделать немолодая уже женщина? Помогала, конечно, по мере сил, частенько звонила, устроила Сергея на работу – не самую денежную, зато стабильную. Не смогла защитить лишь от одной напасти – потери крыши над головой, той самой квартиры, в которой Сережа жил чуть ли не с пеленок…

Глядя на крестника, поглощавшего домашние котлетки, Лилия Борисовна чувствовала, как нарастает в душе раздражение. Ну почему мать Сергея, ее дальняя родственница Тамара, составила такое глупое завещание? Теперь лишила жилья своего младшенького, с которым так носилась при жизни. Неужели, и правда, положилась на старшего сына Алика, считая, что тот позаботится о Сереже должным образом?..

Устроив крестника на ночлег в тесной комнатке своей квартирки, Лилия Борисовна вернулась на кухню. Заварив крепкого чаю, она уселась перед компьютером и набрала в строке поисковика: «Гражданский кодекс + наследство». Итак, как же это вышло, что Сереже теперь решительно некуда идти?

Грамотное решение

Просмотрев нормы закона, Лилия Борисовна, пожалуй, отчасти поняла родственницу. Тамара долго и тяжело болела, предчувствовала скорый конец и не могла не размышлять о судьбе своей двухкомнатной квартиры. Наверняка посчитала, что с оформлением наследства хлопот не оберешься…

В том, что касалось похода по инстанциям и решения сложных «бумажных» вопросов, деловые навыки старшего сына, Алика, были бесценны. Вечно рассеянный, чересчур доверчивый Сережа мог все напутать, довериться, кому не надо, подписать, что не следовало… Можно было, конечно, завещать квартиру двум сыновьям, но к чему эти сложности, если Алик и так с самого детства привык опекать брата?

Чем дольше думала Лилия Борисовна, тем явственнее понимала: нет, все-таки Тамара приняла грамотное решение! Мало того, что отписала жилье Алику, так и об интересах Сережи позаботилась – составила в его пользу завещательный отказ. Иными словами, внесла в завещание пункт, обязавший старшего сына, к которому переходила квартира, предоставить жилплощадь младшему, причем, не на какой-то срок, а пожизненно.

После смерти Тамары минуло уже два года, и все это время ее сыновья худо-бедно делили кров. Подробностей их сосуществования Лилия Борисовна не знала – Сережа упоминал об Алике лишь дежурными фразами, бесстрастно – но понимала, что теплоты в отношениях братьев нет. Впрочем, того, что произошло недавно, она и в страшном сне не могла представить…

С вещами на выход

Однажды крестник возник на пороге квартиры Лилии Борисовны – потерянный, глубоко несчастный, с потрепанным чемоданчиком в руках. «Он сказал, чтобы я убирался на все четыре стороны, – почти прошептал Сережа, – мол, с вещами – и на выход. А потом еще долго кричал, что он теперь тут хозяин, а у меня никаких прав на квартиру нет…».

Лишь спустя минут десять пространных объяснений Лилия Борисовна с изумлением осознала: этот самый загадочный и жестокий «он», бесцеремонно выгнавший нездорового парня на улицу, вовсе не родной брат, а совершенно посторонний человек. Как же он оказался в чужой квартире, да еще и открыл дверь своим собственным ключом?

Дозвониться до Алика получилось не сразу – сначала он сбрасывал звонки, но потом, сдавшись, нехотя ответил. «Все Сережа, Сережа, только о нем и слышу всю сознательную жизнь! – раздраженно бросил Алик. – Надоело цацкаться с этим лбом, взрослый мальчик, сам о себе позаботиться в состоянии! А квартира – теперь уже не моя забота, пусть новый собственник с этой проблемой разбирается, я же умываю руки! На-до-е-ло!».

Вне себя от ужаса, Лилия Борисовна застыла с телефоном в руке. Так вот, в чем дело…

Меж двух огней

«А вы, собственно, кто? – резко прервал сбивчивые объяснения Лилии Борисовны молодой крепкий мужчина, обосновавшийся в «апартаментах» братьев. – Ничего не знаю, квартиру я купил честно, выплатил продавцу всю сумму. Ну да, прежний собственник предупреждал, что какие-то проблемы с жильем могут возникнуть, но обещал все решить. Что, он умывает руки? Как это так?».

Набрав номер Алика, новый хозяин «двушки» лично убедился в том, что продавец квартиры от решения проблемы самоустранился. Так неприспособленный к жизни, страдающий от серьезной болезни Сережа оказался меж двух огней: старший брат швырял трубки или гневался, вспоминая, как «всю жизнь с этим болваном носился», покупатель квартиры был настроен агрессивно и дальше порога «двушки» не пускал.

Ничего не оставалось, как записаться на консультацию к юристу. Семья Лилии Борисовны приютила Сергея в своей квартирке, но там и без того было негде развернуться. «Неудобно вас стеснять, – то и дело извинялся крестник, – к тому же мне крыша над головой положена, мама обо всем ведь позаботилась».

«Завещательный отказ, конечно, следовало бы раньше получить, но разве отсутствие этой бумаги лишает вас права пользования жильем? – сказал юрист. – Заявить права на завещательный отказ можно в течение трех лет со дня открытия наследства, так что торопливость брата отчасти сыграла вам на руку – прошло ведь лишь два года с момента смерти вашей матери. Пропусти вы срок, потом пришлось бы пытаться его восстанавливать в судебном порядке».

Бедный родственник?

Сережа долго не мог набраться храбрости: шутка ли – идти против родного брата! Но Алик и слышать ничего не желал, а грозный покупатель квартиры по-прежнему не пускал на порог – вызванный Лилией Борисовной участковый лишь руками развел, посоветовав решать дело в суде.

Ничего не оставалось, как подать судебный иск. Хозяин квартиры упирал на то, что ничего о «сюрпризе» в завещании не знал, в противном случае ни за что не купил бы окаянную квартиру. Так по дешевке же продавалась, грех было отказываться!

«Ну что вдруг за «бедный родственник» на мою голову свалился? – сокрушался покупатель. – Квартирка и без того маленькая, так еще и этого, как вы его там назвали… отказополучателя… всели! Войдите в положение: я собираюсь семьей обзаводиться, жилплощадь самому нужна. Ну не толкаться же бок о бок двум посторонним людям!».

Но воззвания ответчика на результат разбирательства не повлияли. Суд обязал хозяина квартиры не чинить Сереже препятствий в пользовании «двушкой», напомнив, что по завещанию он имеет право проживать там пожизненно, а нуждаемость покупателя в жилье роли в данном случае не играет. Что же касается самого «сюрприза» в виде обременения жилья завещательным отказом, то этот вопрос стоит решать с продавцом.

«Я тебе устрою «райскую жизнь», – с ненавистью глядя на Сережу и совершенно игнорируя тот факт, что виноват во всем Алик, прошипел у двери зала суда хозяин жилья. И слово свое, к несчастью, сдержал. Закрыв глаза на решение суда, он спешно сменил замки и сдал квартиру – за сущие копейки, лишь бы насолить отказополучателю. Сейчас Сергей по-прежнему ютится у крестной и готовится к новому этапу борьбы за свои права.

Комментарий

Александра Бузина, юрист:

– Завещателю предоставлено право возложить на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц. Эти лица называются отказополучателями, они приобретают право требовать исполнения данной обязанности. Завещательный отказ должен быть установлен в завещании. Содержание завещания может исчерпываться завещательным отказом.

На наследника, к которому переходит жилье, завещатель может возложить обязанность предоставить другому лицу на период жизни этого лица или на иной срок право пользования жильем или его определенной частью. В случае перехода права собственности на жилье к другому лицу право пользования помещением, предоставленное по завещательному отказу, сохраняет силу.

Составляя завещание, следует четко сформулировать желание распорядиться имуществом и предусмотреть все конфликтные ситуации между наследниками и отказополучателями. Закон действительно защищает интересы отказополучателей, однако на практике эти люди зачастую лишаются крыши над головой. Далеко не все отказополучатели задумываются о том, чтобы надлежаще оформить свои права. А между тем, право на получение завещательного отказа действует в течение трех лет со дня открытия наследства и не переходит к другим лицам. Значит, получив извещение нотариуса об оставленном наследодателем завещательном отказе, стоит вовремя позаботиться об оформлении свидетельства, подтверждающего право на пользование жильем. За получением документа стоит обратиться к нотариусу, который ведет наследственное дело.

Ксения Новикова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация