Требования к антитеррористической защищенности многоквартирных домов
В целях реализации положений ФЗ О противодействии терроризму (ст. 5.2, п. 4) готовится Постановление об антитеррористической безопасности многоквартирных домов.
В проекте изложены процедура и методика категоризации зданий, приведен перечень организационный мероприятий, детализированы процессы учета и контроля над обеспечением защиты зданий. Объектом регулирования являются хозяйства и строения, находящиеся в частной или муниципальной собственности.
Согласно документу, за поддержание антитеррористической защищенности многоквартирного дома несет ответственность представитель управляющей организации или товарищества собственников. Если дом находится в непосредственном управлении или управленческие структуры отсутствуют, для выполнения данной задачи назначается ответственное лицо. Собрание собственников может обсудить и принять решение о финансировании мероприятий защиты. Если этого не происходит, обязательные шаги и мероприятия, определенные в законопроекте, реализуется без дополнительного денежного обеспечения.
В списке обязательных организационных мер отмечены:
- установление ограничений на доступ посторонних лиц в зону общего пользования;
- ознакомление жильцов с приемами наиболее безопасного поведения при столкновении с угрозой осуществления террористического акта;
- содержание в исправности защитных средств, установленных в строении и на прилегающем к нему участке;
- регулярный обход территории с осмотром коммуникационных систем, площадок общего пользования внутри и вне дома, в том числе автостоянок.
Лицо, несущее ответственность за профилактические мероприятия и защиту здания, обязано установить регламентированное законодательными актами сотрудничество с локальными подразделениями органов безопасности и специальных служб в целях быстрого реагирования на угрозу или совершение теракта. Уполномоченный представитель многоквартирного дома участвует также в процессе определения рисков, в осуществлении превентивных антитеррористических мер, а также в действиях, направленных на уменьшение ущерба и ликвидацию последствий противоправных действий на вверенном ему участке. Данная деятельность регулируется в рамках Межведомственной комиссии, функции и состав которой описываются в соответствующем разделе проекта.
Предусмотрено также, что присвоенная дому категория, отражающая степень рисков и потенциальные масштабы ущерба, может обусловить необходимость дополнительного инженерно-технического оснащения на любом из этапов эксплуатации здания. Помимо устройств, ограничивающих доступ в подвалы, крыши, подземные гаражи, парковки, помещения служебного назначения, может быть востребована установка приборов сигнализации с функциями тревоги и охраны, дополнительное освещение для круглосуточного визуального осмотра прилегающих к строению участков. Вне зависимости от действий государственных органов по антитеррористической защите многоквартирного дома, собственники помещений имеют право на коллективное или автономное внедрение комплексных систем контроля и управления доступом, включая видеонаблюдение, оградительные барьеры и услуги охранников.
Проект документа предусматривает, что введение усиленного режима противодействия терроризму в многоквартирном доме, будет регулироваться действующими законодательными актами, которые касаются дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства в условиях установленной террористической угрозы.
Материалы подготовоены при поддержке ООО Безопасность.