РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ГКПИ 2004-169 от 2004-03-25
ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 3 ПОЛОЖЕНИЯ О СОДЕЙСТВИИ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ ВЫСВОБОЖДЕННЫХ РАБОТНИКОВ ЛИКВИДИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Г.Г. КИЗЕЛ, ГУБАХА, ГРЕМЯЧИНСК И ЧУСОВОЙ (ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ) ЗА СВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2004 г. N ГКПИ 2004-169
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Зелепукина А.Н.,
при секретаре Лариной М.А.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Кулагина Алексея Николаевича о признании недействующим п. 3 «Положения о
содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций
угольной отрасли г. г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область)
за счет средств поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию
программ местного развития», утвержденного Приказом Министерства энергетики
РФ от 11 июля 2002 года N 214, в части установления предоставления сведений о
регистрации в территориальных органах службы занятости указанных городов в
качестве безработных как условия для получения жилищного сертификата,
установил:
Кулагин А.Н. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным заявлением,
полагая, что оспариваемый им нормативный правовой акт не соответствует
положениям ст. 37 Конституции Российской Федерации, нарушает его право
свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и
профессию, провоцирует к нелегальному трудоустройству, создает неравное
положение между шахтерами.
В судебное заседание Кулагин А.Н. не явился, о времени слушания надлежащим
образом извещен и просил о рассмотрении дела в его отсутствие, а поэтому
Верховный Суд РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие заявителя.
Заслушав представителей Министерства энергетики РФ Поляковой С.В.,
Министерства юстиции РФ Никифоровой О.Ю., считавших нормативный акт принятым
в пределах полномочий, федеральному законодательству не противоречащим, а
поэтому заявление подлежащим оставлению без удовлетворения, заключение
прокурора Воскобойниковой Е.Л., полагавшей, что основания к удовлетворению
заявления отсутствуют, Верховный Суд Российской Федерации приходит к
следующему выводу.
В соответствии с п. 3 оспариваемого Положения право на получение
безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, постоянно
проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995 —
2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих
городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет,
зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных
городов в качестве безработных.
Заявитель Кулагин А.Н. является жителем п. Шумихинский Гремячинского района
Пермской области, работал на предприятии угольной отрасли и был уволен, а
поэтому полагает, что указание в п. 3 Положения на необходимость обязательной
регистрации в территориальных органах службы занятости указанных городов в
качестве безработного незаконно ограничивает его право на получение жилищного
сертификата.
Однако при этом заявитель не учитывает, что Правительство Российской
Федерации в силу ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве
Российской Федерации» является высшим исполнительным органом государственной
власти, в соответствии со ст. 12 этого Закона осуществляет руководство
работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной
власти.
Кроме того, на основании ст. 16 данного Закона Правительство РФ обеспечивает
проведение единой государственной социальной политики, реализацию
конституционных прав граждан в области социального обеспечения и
благотворительности.
Правительство Российской Федерации во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов,
нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения,
обеспечивает их исполнение (ст. 23).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N
1068 «О проведении эксперимента по предоставлению государственных жилищных
сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной
промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область)
в 1998 году» (с последующими изменениями) определено в пункте третьем, что
право на получение сертификата имеют высвобожденные работники, постоянно
проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995 —
2000 годах с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих
городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет,
зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных
городов в качестве безработных. Право на первоочередное получение сертификата
предоставляется высвобожденным работникам, в семьях которых два и более
граждан имеют право на получение сертификата, или имеющим многодетные семьи.
Распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2002 года N 184-р было поручено
Минэнерго России в целях совершенствования использования средств
государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию
программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и
поселков, разработать по согласованию с Минфином России и утвердить в
установленном порядке Положение о содействии переселению высвобожденных
работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г. г. Кизел, Губаха,
Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств поддержки угольной
отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития в соответствии
с Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1068.
Из этого следует, что в оспариваемом Приказе Минэнерго России указание на
обязательную регистрацию в службе занятости для получения жилищного
сертификата является по существу изложением обязательного для Минэнерго РФ
требования п. 3 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N
1068.
Верховный Суд Российской Федерации полагает, что Минэнерго России в
соответствии с возложенной на него обязанностью Правительством Российской
Федерации вправе решать вопросы, относящиеся к его компетенции, по социальной
защите определенных групп населения.
Доводы заявителя о нарушении при этом Конституции Российской Федерации
являются несостоятельными, поскольку Министерство энергетики Российской
Федерации действует в соответствии с полномочиями, возлагаемыми
Правительством Российской Федерации, объем прав которого определен
Конституцией России и Федеральным конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации».
Кроме того, данный нормативный акт не устанавливает ограничений в выборе
места работы, возможности трудоустройства, а предоставляет дополнительные
гарантии уволенным работникам предприятий угольной отрасли в связи с их
ликвидацией.
Таким образом, оснований к удовлетворению заявления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 — 199, 253 ч. 1 ГПК РФ, Верховный Суд Российской
Федерации
решил:
заявление Кулагина Алексея Николаевича о признании недействующим п. 3
«Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых
организаций угольной отрасли г. г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой
(Пермская область) за счет средств поддержки угольной отрасли, направляемых
на реализацию программ местного развития», утвержденного Приказом
Министерства энергетики РФ от 11 июля 2002 года N 214, в части установления
предоставления сведений о регистрации в территориальных органах службы
занятости указанных городов в качестве безработных как условия для получения
жилищного сертификата, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в
окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
A.Н.ЗЕЛЕПУКИН