Переселение в приемный день
У начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном округе Елены Рылатко каждую неделю ведется прием населения. По понедельникам на улицу Ельнинскую, 20, корп. 1 приходят по различным жилищным проблемам. Но поскольку на территории округа сносится много пятиэтажек, вопросов по переселению больше всего. Вот и на приеме, на котором побывали корреспонденты «КР», эта тема была одной из главных.
С прицелом на десять лет
Ровно в три пополудни в кабинет начальника жилищного управления входит первая посетительница. Молодая женщина явно взволнованна. Она побывала в одной из социальных служб, где собирала документы, подтверждающие, что семья относится к категории малоимущих. А там ее напугали – сказали, что если не успеет подготовить необходимые бумаги, то вычеркнут из жилищной очереди.
Ситуация в этой семье непростая. Оба супруга – инвалиды по слуху. В 2005 году, после рождения сына, встали на очередь, но уже как малоимущие (тогда как раз вышел новый Жилищный кодекс РФ). В однокомнатной квартире на 30 «квадратах» вместе с ними прописана еще взрослая дочь мужа от первого брака. Тем не менее по закону семья сможет улучшить свои жилищные условия лишь после того, как жильем в округе будут обеспечены очередники более ранних лет постановки. Это ни много ни мало 10 тысяч семей. В нынешнем году, например, бесплатное жилье получают плановые очередники, вставшие на учет в 1989-м.
– Знаете, для нас главное даже не ускорение очереди, мы просто хотим остаться на жилищном учете, – вздыхает посетительница.
– Не переживайте, – успокаивает ее Елена Рылатко. – Никто не имеет право вычеркнуть вас из очереди. Уже не первый раз слышу, что в социальных службах позволяют себе такие комментарии. Они могут лишь требовать каждый год сбора документов для подтверждения малоимущности семьи. Вас могут снять с учета лишь в том случае, когда получите жилье, где на каждого члена семьи придется по 18 кв. метров общей площади. А пока вы живете в однокомнатной квартире, вам ничто не угрожает.
– Знаете, мой муж не хочет переезжать в Московскую область. Говорят, лет через десять, когда подойдет наша очередь на квартиру, только там и будут давать жилье. Как нам быть? – интересуется женщина.
– К сожалению, заглянуть в будущее сложно. Вам остается только ждать и надеяться на лучшее. Насильно в Подмосковье загонять никто не собирается, – подбадривает Елена Владимировна.
Затянувшийся переезд
В непростой ситуации оказались жители нескольких корпусов дома 5 жилищно-строительного кооператива по Славянскому бульвару. Эти пятиэтажки должны были давно снести, а жильцов переселить в строящиеся поблизости компанией «Миракс Групп» две высотки. Но кризис перечеркнул радужные надежды обитателей хрущевок. Строительство заморозили из-за отсутствия финансирования. Пока местные власти ломают голову в поисках выхода, страдают люди.
– Ситуация тяжелая, – комментирует Елена Рылатко. – Жителям мы предлагали на выбор поселиться в новостройках районов, прилегающих к месту расположения пятиэтажек, – в Кунцево и Можайском. Третий корпус 5-го дома почти весь отселен. А во втором из 160 семей на переезд согласились лишь 60. При этом строители просят отселить в первую очередь жильцов двух крайних подъездов, над которыми будет размещена стрела башенного крана, – таковы требования техники безопасности. С некоторыми семьями нашли компромисс: временно переселили их в квартиры съехавших соседей из других подъездов.
Но как быть с пенсионерами, которые «вросли» в свой микрорайон и не хотят его покидать? Например, с семьей ветерана Великой Отечественной, который проживает в двухкомнатной квартире. Этот человек 40 лет назад потерял зрение, но за долгие годы научился ориентироваться на улицах родного района Фили-Давыдково. Знает, как дойти до поликлиники и ближайшей аптеки. Его жена выиграла дело в суде, чтобы при переселении остаться в знакомом мужу микрорайоне. Но за два года ситуация со строительством так и не сдвинулась с мертвой точки. Переезжать супруги в другой район отказываются.
На прием к главному жилищнику округа супруга ветерана пришла со своей представительницей, которая помогала защищаться в суде.
– Мы подумали и решили переехать в новостройку на улицу Тарутинская, – сообщила пожилая женщина. – Ведь туда переселяют из пятиэтажек?
– Да, переселяют. Но этот дом предназначен для жителей сносимых строений по улице Герасима Курина. Сами понимаете, квартир на всех в нем не хватит. Предлагаю этот вопрос вынести на общественную жилищную комиссию, которую возглавляет заместитель префекта Западного округа Сергей Сущенко. Там окончательно и решим. Действительно, для слепого человека переезжать в другой район неудобно. Будем искать подходящий вариант, – заключила Елена Владимировна.
В экономное не попадем?
В Можайском районе также идет большой снос пятиэтажек. Но не все довольны квартирами, которые предоставляются взамен хрущевок. В их числе и Виктор Куприянов. Этот человек хорошо известен в спортивной среде. В прошлом – победитель многих спортивных состязаний, директор школы олимпийского резерва. В детстве испытал на себе все ужасы блокады Ленинграда, инвалид. Несколько лет назад ушел на пенсию и посвятил себя заботам о больной супруге.
Кооперативную «двушку», в которой они прожили 45 лет, приобрела еще жена. Поначалу были проблемы с транспортом, но потом и к этому привыкли. Недалеко от дома – лес, пруд, все так мило и хорошо знакомо.
– Недавно дали смотровой ордер на квартиру, в которую нам предлагают переехать. Когда мы туда зашли, то поняли, что это не для нас, – возмущается ветеран. – Окна маленькие, комнаты – крохотули, зато коридор и санузел огромные. Зачем нам такие просторы в подсобных помещениях? Наш шкаф, который я купил еще в 1960-х годах, в новую квартиру и не влезет… Слышал по телевизору призывы строителей, что надо экономнее расходовать жилые «квадраты». Неужели в это экономное жилье мы и попадем? Вот рядом, на улице Беловежской, строят дом совсем другой серии, где комнаты приличных размеров. Мы там хотим поселиться!
В паузах бывший боксер показывал свои спортивные дипломы, награды, фотографии прошлых лет. Среди них немало благодарностей, в том числе от руководителей страны. Понять заслуженного человека, конечно, можно. По словам Елены Владимировны, которая внимательно выслушала посетителя, многие переселенцы недовольны планировками квартир в новостройках.
– Новый дом по улице Беловежской будет сдан в лучшем случае в декабре, – рассуждает жилищник. – Но можно и подождать. Главное, чтобы до сноса в пятиэтажке вы не остались одни. Ведь переселение дома началось еще в прошлом году. Предлагаю рассмотреть и другие адреса для переезда. К примеру, в районе Кунцево сдан дом, где планировка вам явно понравится. Там комнаты большие, да и метро ближе, инфраструктура хорошая.
– Мы-то привыкли к своей поликлинике, где все врачи нас знают, – говорит ветеран.
– А вы все-таки возьмите смотровой и побывайте в этой квартире. Изучите район. К дому там близко и поликлиника, и магазины. Кто знает, может быть, приглянется, и новоселье вскоре встретите. Не понравится – ждите, когда сдадут дом по улице Беловежской.
– Спасибо, что выслушали. Хорошо, мы обязательно с женой сходим и посмотрим…
Приятно вспомнить
Приемные часы пролетели незаметно. Когда за последним посетителем закрылась дверь, мы спросили начальника жилищного управления об эффективности такого общения с жителями.
– Многие заявители, приходящие на прием, люди старой советской закваски, – сказала Елена Рылатко. – Поэтому для них важно поговорить с руководителем того или иного учреждения. Не так давно ко мне приходил на прием ветеран войны. До этого он побывал у нашего инспектора, но не поверил его словам. Пришел убедиться, что я скажу то же самое.
Хотя непосредственное общение с населением она считает очень полезным в профессиональном плане. Это своего рода и контроль над специалистами жилищного управления. Если раньше большая часть посетителей с удивлением раскрывала глаза, когда речь заходила о возмездных программах, то сегодня такого нет. Все владеют информацией в полном объеме. Даже если у инспекторов не хватает времени рассказывать все подробно, то очередникам предлагаются брошюры с четким разъяснением различий в программах.
– А вообще, когда закрываешь то или иное учетное дело, подписываешь документ на предоставление квартиры, приятно вспомнить, что именно эти люди были на приеме. Получается, что работая с документами, видишь не только бумагу, а конкретные лица москвичей, – поделилась Елена Владимировна.
Вот такое неожиданное признание.