Ребенок не должен быть «объектом»…
Уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский назначил бывшего депутата Мосгордумы, известного педагога, поэта, журналиста Евгения Бунимовича начальником Управления по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, – уполномоченным по правам ребенка в Москве. Наш корреспондент побеседовал с новым детским омбудсменом столицы.
– Евгений Абрамович, вы стояли у истоков создания в Москве института защиты прав человека. Не без вашего участия успешно прошли и продолжаются в столице мероприятия и акции Года ребенка, Года семьи, Года равных возможностей. Скажите, какими детскими проблемами вы занялись в первую очередь?
– Первостепенная задача, которую мы себе поставили – работа с подрастающим поколением из так называемых групп риска. Это сироты, в том числе те, от которых отказались родители еще в роддоме, беспризорники, дети с ослабленным здоровьем, ограниченными физическими возможностями, воспитанники приемных, опекунских, патронатных семей, дети мигрантов. То есть подростки, которые социально не защищены.
Но есть и весьма серьезные проблемы с детьми, которых мы привыкли считать благополучными. Так что будем заниматься всеми, без разделения на какие-либо группы.
Без права на ошибку
Прежде всего наметили постоянную правовую работу в школах. Правовое образование, в частности, подразумевает осознание взрослыми своей ответственности за воспитание детей и защиту их прав. Напомню: Конвенция ООН о правах ребенка (Россия ее ратифицировала) предусматривает, что несовершеннолетние должны знать свои права и обязанности, а потому им необходимо рассказывать о законодательных актах, имеющих к ним непосредственное отношение.
В идеале в каждой школе должен быть свой «уполномоченный по правам» – педагог, психолог, юрист, социальный работник, воспитатель – любой квалифицированный специалист, ответственный за соблюдение интересов учащихся, кандидатуру которого выставляет, выбирает, утверждает сама школа. Этим мы сейчас активно занимаемся, и школьные омбудсмены уже есть. Такой эксперимент 10 лет проводится в Южном округе Москвы, в 140 из 200 школ округа детские уполномоченные работают. Разумеется, все не просто – специалистов надо готовить. Для того, чтобы они умели вести доверительные разговоры с учениками, принимали совместные решения, гасили конфликты. Задача нынешнего года – чтобы такие уполномоченные появились в школах других округов столицы. При этом необходимо уделять внимание не только детям, их правам, но и педагогам, и родителям, которые тоже во многом зависимы от непростых ситуаций в школах, когда учителя страдают от действий трудных детей, а то и от наездов крутых пап и мам. И тут уполномоченные в школах должны найти правильный подход к тем, кто конфликтует, найти нужный компромисс.
Мы уже провели достаточно серьезные исследования с привлечением опытных специалистов и сделали вывод: подросток не должен быть «объектом». Мы, взрослые, часто обсуждаем, что нужно сделать для детей, а сами ребята при этом не присутствуют. Даже на заседание Координационного совета по поддержке детского движения под руководством первого заместителя мэра Москвы Людмилы Швецовой не удосужились пригласить детей, что, конечно, вызвало недовольство Людмилы Ивановны. Понятно, такова наша привычка: мы, взрослые, сами за детей все решим. Это неправильно. Надо активных детей вовлекать в процесс. Тем более что они к этому готовы. Ведь у нас в городе зарегистрировано около 700 детских общественных организаций, самых разных – экологических, патриотических, спортивных и так далее. Более 400 из них объединились в содружество, у которого есть свой детский совет. И вместе с ними мы намерены искать разумные формы именно их действий, требований, понимания того, что мы для них делаем или собираемся сделать.
Провели с ними встречу, в итоге они создали собственный Комитет по правам детей, с которым мы намерены плотно сотрудничать.
Кроме того, правовое просвещение постараемся разнообразить – все будет не на лекционной, а на игровой основе – с живым общением, чтобы каждый ребенок смог наглядно представить, как решается правовой вопрос.
Каждому – папу и маму
– И все-таки считается, что существующие проблемы социального сиротства крайне остры. С чего начинаете их решение?
– С поиска семей и опекунов для таких детей. Чтобы у нас в итоге с каждым годом было все меньше приютов, интернатов, детских домов. А самое главное – чтобы стало меньше самих сирот. У каждого ребенка должна быть семья, а у сирот после выпуска из детского учреждения – собственная квартира, возможность продолжить учебу, получить достойную работу.
А начинать нужно с родных мам, которые отказываются от своих детей. Знаю из личного опыта: бывают такие мамы, с которыми разговаривать бесполезно – оставила новорожденного в роддоме – и все дела. Но есть просто отчаявшиеся молодые женщины – и москвички, и те, кто приехал в столицу из других регионов или стран. Они не могут найти работу, а значит, и содержать ребенка. Важно в этот момент их поддержать, глядишь, и не откажутся они от своего дитя.
Мы в своих действиях не одиноки – координируем работу с органами опеки и попечительства, департаментами семьи и молодежной политики, образования, здравоохранения, социальной защиты, а также с конкретными детскими учреждениями.
К примеру, сейчас по решению московского правительства создаем центр «Маленькая мама». Для самых юных мам, у которых нет жизненного опыта, а порой и поддержки даже в родной семье. Им нужно помочь в том, чтобы приобрели профессию, стали самостоятельными. Пока это будет один модульный центр, но, надеемся, что такие появятся и в других районах города, сейчас проводим исследование, чтобы понять, сколько их нужно в столице.
Стандарт для нестандартных
Приведу и такой пример – есть в Москве колледж № 21. Там взяли на обучение, но прежде всего социальную адаптацию, достаточно взрослых ребят, которые раньше считались необучаемыми из-за больших проблем со здоровьем, общением. Здесь этих воспитанников обучают гончарному делу, швейному производству, искусству рисования и так далее. Вот у меня в кабинете – (показывает) эти красивые чайные кружки изготовлены молодыми мастерами колледжа.
Теперь ребята благодаря заботе квалифицированных специалистов – педагогов, психологов, докторов – изменились, притерлись к окружающему миру, стали общительнее, а главное, у них появилось осознанное желание активно жить. Между прочим, примеру последовали другие колледжи, стали брать подобных подростков на обучение, чего раньше не было.
В прошлом году в 21-м колледже состоялся первый выпуск. И возник вопрос: куда девать дипломников? Они пока просто возвращаются домой, потому что под нестандартных по здоровью и мышлению людей не приспособлено ни одно отечественное предприятие.
Значит, им нужен специальный «Центр ремесел» для полноценного применения полученных знаний, умений, навыков. Это ли не новый подход к решению такой социальной проблемы?
Нужны оборудованные помещения, сырье, возможности сбыта, что тоже важно.
Миссия комиссии
– Вы инициатор создания комиссии по правам человека при мэре Москвы. Чем она живет сегодня?
– Сейчас мы думаем трансформировать эту комиссию в общественный совет уже у нас, при уполномоченном по правам человека в городе Москве. Заберем ее под свое крыло. Опыт богатый, потому что в комиссии – представители самых разнообразных структур, в том числе силовых. В частности, проводили совместные инспекции в местах лишения свободы. И не в образцовых, а там, куда правозащитники посоветовали съездить. И прежде всего в местах, где находятся подростки. Это позволяет понять, что привело подростков к совершению серьезных правонарушений. И выработать эффективные меры профилактики.
Варианты есть. В Западном округе Москвы расположена школа «Шанс». Она для тех ребят, которые уже нарушили закон. Да, там особый режим. Но учащиеся воспринимают ее не только как своеобразное место заключения, но прежде всего именно как школу. Это психологически важно.
Сейчас рассматривается законопроект об образовании детей с проблемами здоровья, в том числе об инклюзивном образовании. Это совместное обучение детей обычных и тех, у кого проблемы со здоровьем. Опыт и тут есть. Ряд школ, детских садов давно работает по такой схеме. И опять же, не по указке сверху. Тут одним приказом дело не решить, нужно провести большую предварительную работу со школьниками, учителями, родителями. Были примеры в регионах, когда школу «назначили», а дети туда не пошли, не захотели. Поэтому мы организовали специальное обучение, семинары, конференции, на которых проходит знакомство с наработками и методиками ЮНИСЕФ и Министерства образования РФ. Давно пора подобное обучение освоить в России.
Наконец, скоро у нас появится единый детский телефон доверия. Каждого позвонившего ребенка диспетчер переключит на того специалиста, который требуется в данный момент: психолога, юриста, нарколога, врача. Мало ли что может случиться. Помощь будет конкретная и квалифицированная.
О нашем собеседнике:
Евгений Бунимович родился в Москве в 1954 году. Окончил механико-математический факультет МГУ имени Ломоносова. Работал учителем, был депутатом Мосгордумы. Автор школьных учебников, книг стихов, статей. Один из авторов московских законов об образовании, охране памятников истории и культуры, безбарьерной среде обитания инвалидов. Награжден премией Москвы в области литературы и искусства, премией Союза журналистов России, медалью К.Д. Ушинского. Кавалер ордена Академических пальм (Франция). Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России.
С 2010 года – уполномоченный по правам ребенка в городе Москве.