Не все частники «черные»
Число маклеров, работающих на рынке «самостийно», то есть вне риелторских компаний, в кризис существенно увеличилось. А значит, пополнились ряды «черных» риелторов? В этом вопросе далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Попробуем разобраться.
Начнем с определения, которое обычно толкуется неправильно. «Черными маклерами» часто именуют всех риелторов, работающих самостоятельно. Между тем, «черный маклер» – сугубо криминальный элемент. И «работа» его, если можно так выразиться, заключается вовсе не в том, чтобы оказывать клиентам риелторские услуги. Его специализация – всевозможные жульничества с жильем.
А вот риелтор, работающий самостоятельно, совершенно не обязательно является мошенником. Поэтому термин «черный» к нему неприменим. Да, он частник. Но это – не обязательно плохо.
Они выходят из компаний
Частных маклеров, в отличие от «черных», действительно, в последние полтора-два года стало гораздо больше, чем прежде. Пополнение в стане частников произошло в основном за счет того, что на вольные хлеба ушло множество бывших сотрудников агентств недвижимости.
Почему так случилось и когда это произошло? На мой взгляд, рост числа частных маклеров лишь краем связан с нынешним кризисом. Конечно, в течение последнего года многие фирмы или «умерли», или сильно ужались, что вынудило их бывших сотрудников заняться частной практикой. Однако рост числа маклеров начался еще тогда, когда никакого кризиса не было и в помине. Просто риелторские фирмы все последние годы становились все менее и менее привлекательным местом работы. Агенту ведь что нужно? Чтобы его учили, помогали и поддерживали, чтобы обеспечивали квалифицированной юридической поддержкой. Еще неплохо, чтобы у него было удобное рабочее место. Но не это главное: важнее всего для агента – ощущение собственной защищенности, которое должно выражаться в том, что в сложных ситуациях его не оставят с проблемой один на один, а поддержит компания. И уж совсем было бы хорошо для агента, если бы ко всему вышеназванному прилагался поток клиентов, привлеченных компанией.
Так вот, в течение последних лет объем поддержки и помощи, которую большинство компаний было готово оказать собственным сотрудникам, неумолимо снижался. Почему это происходило? На мой взгляд, причина кроется в элементарной жадности. «Хочу денег! Больше денег! Еще больше денег! А делать – ничего не хочу!» – вот тот девиз руководства целого ряда риелторских фирм. И поскольку агенты, как ни старались, не могли «прыгнуть выше головы», выход был найден в снижении затрат. А это снижение, естественно, привело к тому, что поддержка фирмы для агента устремилась к нулю…
Мир агентов расколот
«На что мне фирма? – спросили себя через некоторое время многие успешные агенты. – Клиента привлек я сам, обслужил его сам, никто мне ничем не помог. Так почему же я должен делиться?»
И вот агентский мир раскололся на два лагеря. Представители первой группы ушли из фирм и занялись частной практикой. А вторые? Нет, вторые остались. Но, оставшись, они активно занялись проведением так называемых левых сделок. Это такие сделки, доход от которых агент кладет себе в карман, не делясь с компанией. При этом он использует все материальные блага компании: ее офис, базы данных, телефоны, Интернет и т. п.
К чему привело развитие этой практики? К тому, что фирмы стали беднее, а их менеджеры – богаче. Потому, что там, где есть какая-то нечистоплотность, всегда есть возможность для поборов. Это и произошло: руководители отделов многих фирм вместо того, чтобы все силы отдавать ведению бизнеса, стали элементарно крышевать своих агентов, делающих левые сделки. А те, в свою очередь, начали им за это отстегивать.
Вот уж кому я бы никогда не порекомендовал поручать решение жилищного вопроса – так это тем риелторам, которые «гонят левака». Даже если они хорошо владеют предметом. Почему? Ответ очевиден: представители описанной категории – это люди без моральных принципов. А если они не стесняются нечестно играть со своими работодателями, то где гарантия, что подобное же нечестное отношение не испытают на себе клиенты?
Гораздо лучше, если уж рассматривать перспективу работы с частником, иметь дело с тем, кто работает пусть самостоятельно, но честно. Однако и здесь существуют свои тонкости. Например, почему-то считается, что услуги частного маклера намного дешевле, чем услуги фирм. Это – заблуждение: возможно, слегка дешевле и будет, но существенно сэкономить не удастся.
Похожи на конвейер
Зачем же тогда отдаваться в руки частного маклера? Вовсе не из соображений экономии, а из стремления к получению услуги «с человеческим лицом». Ведь в этом вопросе частный маклер, при условии что он действительно профессионал, может дать много очков вперед фирмам, даже крупным.
Собственно, крупные фирмы не могут себе позволить учитывать в работе с клиентом его индивидуальные особенности и специфические запросы. Потому что большая компания – это, по сути, конвейер. Работа ведется, как в фаст-фуде: все чизбургеры – стандартные, один клиент – одна дежурная улыбка. Клиента как бы укладывают в прокрустово ложе станд
артной технологии обслуживания. «Свободен, следующий» – вот девиз многих сотрудников крупных агентств недвижимости.
Частные же маклеры и небольшие фирмы такого обращения с клиентом себе не могут позволить в принципе: ведь их успех зависит не от массированной рекламы, а от того, будет ли клиент рекомендовать их друзьям и знакомым. Поэтому учет специфики каждого конкретного клиента для них – главное правило.
Чем рискует клиент частного маклера? Основной риск кроется в том, что поскольку «частник» работает индивидуально, потребитель становится заложником его квалификации и добросовестности. Ведь в отличие от компании, где все действия агента так или иначе контролируются руководителем и юристом, проконтролировать частника просто некому.
Я лично знаком со многими профессионалами, ведущими частную практику – отличные мастера! Но в то же время известны и многие, кого на пушечный выстрел не следует подпускать к клиенту. Однако мне, конечно, легче: за 17 лет работы у меня наметан глаз, поэтому я быстро могу отличить профессионала от бездарной подделки. А потребителю, конечно, выбрать сложно. И клиенты в своем выборе частенько ошибаются. Например, доверяют решение своего жилищного вопроса случайному маклеру, который «повстречался первым». Или который поет слаще всех.
Ошибка смерти подобна
Как же тогда потребителю выбрать те плечи, на которые лягут его жилищные заботы? В случае с частным маклером рецепт только один: пусть это будут плечи специалиста, уже обслуживавшего кого-то из ваших родственников, друзей или хороших знакомых. И обслуживавшего так, что они готовы дать ему положительную рекомендацию.
А в принципе, подводя итог всему вышесказанному, должен заявить: идеология частного маклерства мне не близка. Потому что частник по определению нецивилизован. Потому что работает самостоятельно и тем повышает для своего клиента риск стать жертвой его профессиональной ошибки. И еще потому, что он, за редким исключением, не имеет юридического образования и не прибегает к помощи профессиональных юристов. А значит, тем самым повышает для своего клиента риск приобретения юридически «нечистой» квартиры. И при всем при этом размер его гонорара, как я уже сказал выше, обычно немногим отличается от размера гонорара риелторской компании.
Так кого же выбрать? Решение каждый принимает сам. Я однозначно рекомендую обращаться в агентство. Но только, опять же, не в любое. Его тоже надо выбрать правильно. Поэтому в следующий раз расскажу о том, как правильно выбрать агентство…
Олег Самойлов, генеральный директор компании «РЕЛАЙТ-Недвижимость»