23:30:44
11 апреля 2021 г.

Кукуруза – не топливо

ЖКХСегодня для многих желание уехать из загазованной Москвы – едва ли не правило хорошего тона. Действительно ли экологическая ситуация в столице оставляет желать лучшего – об этом мы беседуем с депутатом Московской городской думы, председателем комиссии по экологической политике Верой Степаненко.

Зеленый оазис?

– Многие москвичи уверены, что город превращается в лабиринт из стекла и бетона. Другие смотрят более позитивно, считая, что наш город – один из самых зеленых мегаполисов мира… Кто же прав?

– Сегодня быть «незеленым» городом просто несовременно. Но что касается нашего города, то все познается в сравнении. Если взять такой показатель, как площадь зелени на душу населения, то город, в котором мы живем, ничуть не уступает самой зеленой европейской столице – Берлину.

Знаю, откуда берутся рассуждения о том, что в Москве не хватает растительности. В середине 90-х были уничтожены огромные площади зеленых территорий, погибло несколько бульваров в центре города. Не секрет, что отчуждались и выделялись под строительство территории некоторых парков. Но в 1999 году закон «О защите зеленых насаждений» ввел штрафы за уничтожение деревьев. В 2001-м появился закон «Об особо охраняемых природных территориях». Так природа столицы была взята под охрану города.

Конечно, сегодня мне могут возразить, что при строительстве или расширении некоторых магистралей уничтожаются зеленые участки. Но город должен развиваться. Строятся районы, дороги, – и это нормально. И тут действует компенсационный принцип: вместо каждого вырубленного дерева сажают другое.

– Как проводится экологический мониторинг районов?

– В Интернете можно найти немало карт, оценивающих районы столицы именно с позиции хорошей экологии.

Несколько лет в рамках проекта «Электронная Москва» готовилась экологическая карта. Сейчас из-за кризиса работа немного замедлилась. Когда проект утверждался, планировалось, что специалисты-экологи составят карту, которая позволит по показателям состояния воздушной среды, почвы, воды, наличию зелени получить действительно объективную картину экологической ситуации в каждом районе.

Но карта обязательно появится на специальном сайте. При ее составлении будут использоваться, в частности, данные Мосэкомониторинга. Каждые 20 минут эта организация собирает информацию о состоянии воздушной среды по 23 показателям.

Куда девать мусор

– В 2009 году московское правительство выпустило постановление о строительстве в городе мусоросжигательных заводов. Это решение вызвало у жителей волну негодования. Можно ли как-то иначе решить проблему утилизации отходов?

– Да, жители протестуют против строительства таких заводов – особенно те москвичи, в чьих районах планируется подобное строительство. Поверьте, среди членов столичного правительства и среди депутатов городской думы нет ни одного фаната мусоросжигания. Зато есть проблема: нужно быстро решать вопрос с утилизацией отходов. Существующие варианты уже не устраивают город. В Москве есть три мусоросжигательных завода, и они не справляются с объемами мусора. В Подмосковье работают два мусорных полигона, но и они переполнены. Чтобы перерабатывать отходы, необходимо участие жителей – они должны самостоятельно сортировать мусор перед тем, как отправить его в контейнер.

Сейчас, кстати, найден еще один способ утилизации отходов, наши специалисты активно его изучают. Речь идет о гидросепарации. Принцип прост: мусор погружается в воду. То, что легче – например пластик – всплывает. Металлы опускаются на дно. Тряпки, картон оказываются посередине. Мусор полностью разделяется и группируется по фракциям. Почти каждую после этого можно переработать. Предполагается, что такие заводы будут строить в Москве.

Хотя, на мой взгляд, самый лучший способ утилизации отходов – комбинированный. Должно использоваться и разделение мусора с последующей переработкой, и полигоны, и сжигание. И все должно делаться цивилизованно.

– Больное место для города – транспорт. Огромные пробки, несанкционированные парковки, некачественное топливо не делают воздух чище…

– Вы, возможно, удивитесь, но ситуация тут стабильна. Да, машин становится больше, да, есть пробки, но знаете ли вы, какие меры по этому поводу уже приняты в городе? Переоборудуется городской общественный транспорт: закупаются более современные модели, устанавливаются нейтрализаторы вредных выбросов, используется новое топливо, соответствующее требованиям экологии. Что касается частного транспорта, мы пока можем контролировать только качество бензина, продаваемого автозаправками. Москва, кстати, установила более жесткие нормативы, чем в других регионах страны.

Мы изучаем мировой опыт, перенимаем наиболее интересные, подходящие нам методы. Но есть программы, которые мы не можем поддержать. Например, в США используется биотопливо, сделанное из кукурузы. Приветствовать такой способ мы не можем по политическим соображениям. Множество людей в мире голодают, а мы будем уничтожать продукты питания, чтобы с их помощью ездить, – это исключено.

А сами мы как?

– Вера Станиславовна, не стали ли москвичи бережнее относиться к окружающей среде?

– Не знаю, стали ли более бережно относиться, а вот то, что стали неравнодушными, – это точно! Ведь темой отходов я занимаюсь восемь лет. И если еще лет пять назад почти всем было все равно, как будут уничтожаться отходы, то теперь люди не столь безразличны. Если мы говорим чему-то «нет», то чему-то должны сказать и «да». Когда москвичи дружно выступают против строительства мусоросжигательных заводов, я надеюсь, они готовы так же дружно участвовать в программе и по раздельному сбору мусора. Если горожане хотят, чтобы в столице было много зелени, то они должны бережно относиться к природоохраняемым территориям, которые власти приводят для них, жителей, в порядок. Когда москвичам важна экологическая ситуация, им стоит больше внимания уделять собственному автотранспорту: регулярно мыть машины, не ставить их на газоны, а в дни, когда город застревает в пробках, по возможности пересаживаться на метро, не создавая себе и другим дополнительных сложностей.

Нельзя просто протестовать против чего-то, это неконструктивно. Нужно находить в себе силы созидать. Если будет поддержка москвичей, мы гораздо быстрее добьемся успеха, в том числе и в улучшении экологической ситуации в Москве.

Лидия Громека

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация