Все мы немного эгоисты
Энергосбережение – тема сейчас очень модная, на языке у всех. И в послании президента России Федеральному Собранию об этом говорится. Вот уже официально объявлено о скорой кончине лампочки Ильича, но многие жители до сих пор не могут понять, что такое энергосбережение и как оно применимо к конкретному многоквартирному дому.
Кто про что, а мы про воду
Во многих ЖСК, ТСЖ некоторые собственники выдвигают претензии к правлению из-за того, что им, кроме платежей по квартирным счетчикам, навязывают какие-то дополнительные суммы на общие нужды. Неплохо бы разобраться в принципах расчетов за коммунальные ресурсы. Все они – тепло, вода – горячая и холодная, электроэнергия – поставляются не в квартиру, а в целом на дом. В любом договоре на ресурсоснабжение обозначена граница ответственности – по стене дома. И выстраивается цепочка: коммунальщики поставляют ресурсы управляющей компании, она сама распределяет потребление между жителями, берет с них плату и рассчитывается с поставщиками. При этом МОЭКу или Мосводоканалу все равно, как организовано распределение и взимается плата в доме. Ему важно получить деньги за весь поставленный товар.
Проблемы возникают при распределении ресурсов внутри дома. Жители считают: если поставили индивидуальный счетчик, то платить должны только за ту воду, что использовали в своей квартире. И больше ни за что! При этом забывают, что кроме личных нужд существуют еще и общие.
Тепло поступает не только в квартиры. Подогреваются и лестничные клетки. Обратите внимание на радиаторы, установленные в вашем подъезде. Вода, прежде чем поступать в квартиры, проходит по трубам в подвале, по стоякам. И если где-то подтекает, или случается авария, то утечку должен кто-то оплатить. Та же вода используется для промывки камер и стволов мусоропровода, на уборку лестниц. Скажете, мелочь? У вас весь подъезд моют одним ведром? Конечно, если вы, собственники, не обращаете на это внимание, то вашей уборщице и на весь дом котелка хватит. Будете контролировать, станут мыть, как положено. Но тогда и расход воды увеличится. Вопрос, опять же, в том, кто за это должен платить?
Энергосберегающие лампочки в квартирах сейчас не редкость. Мало кто при нынешних ценах на электроэнергию, выходя из комнаты, не выключает за собой свет. При этом жители закрывают глаза на круглосуточную иллюминацию в подъездах. Они считают, что за эту электроэнергию платит управляющая компания. И никто не хочет подумать, что деньги она берет не из своего кармана, а с тех же жителей, из их платы за содержание и текущий ремонт общего имущества. Возможно, люди обратили бы внимание на то, как неэкономно освещаются их подъезды, если бы в едином платежном документе появилась отдельная строчка за дежурное освещение на лестничных клетках и за силовую электроэнергию для лифтов. Именно так рекомендует делать Минрегион в одном из своих разъяснительных писем. Просто у нас это пока не практикуется.
Я за то, чтобы везде
Порой председатели ЖСК, ТСЖ считают, что квартирные приборы учета вообще не нужны. Зачем, если расчеты ведутся с привязкой к общедомовым счетчикам? Счетчики обязательно должны быть не только в каждой квартире, но и на всех местах отбора воды в доме. Этим мы сразу решим массу проблем и получим картину непроизводственного расхода. Должен сойтись баланс – показания общедомового прибора равны сумме показаний квартирных счетчиков. Если возникает разница, то значит, в подвале текут трубы. И не население должно за это платить, а подрядная организация, которая плохо эти коммуникации обслуживает. Мало того, за сей «грех» ее можно и нужно наказать.
Имея на каждом отводе счетчик, управляющая компания будет знать, кто и сколько воды взял, и сможет взыскать за нее деньги. Решается проблема справедливого распределения, которая беспокоит многих жителей. Без индивидуального прибора начисление за воду в эту квартиру делается по нормативу и только в том случае, если там кто-то зарегистрирован. Но при этом все прекрасно понимают, что в этой квартире может проживать сколько угодно людей. И тогда платить за них вынуждены соседи.
Только счетчиками можно решить проблему с этими якобы временными жителями, а на самом деле проживающими постоянно и в большом количестве. Не нужно будет создавать комиссии, ходить по квартирам и выявлять, кто ж там живет. Меньше будет споров по расчетам за коммунальные услуги и при временном отсутствии. Это когда по справкам человек все лето якобы живет на даче, а на деле по выходным регулярно приезжает и пользуется водой.
Нередко возникает ситуация, что как только человек видит у себя в платежном документе дополнительную строку расходов, он тут же хватается за голову и бежит выяснять отношения. Так и со счетчиками. Мало того, что я купил их, оплатил установку, а теперь еще каждый месяц придется раскошеливаться на их обслуживание! Зачем мне тогда вообще этот прибор учета? С такими аргументами в последнее время часто приходится сталкиваться.
Все эти спорные вопросы можно урегулировать, приняв на общем собрании решение не только об установке в каждой квартире приборов учета, но и о включении их в состав общего имущества. Тогда за счет средств на текущее содержание и ремонт либо других целевых расходов можно оплатить и установку, и техобслуживание, поверку и ремонт вышедших из строя приборов. И не нужно будет включать дополнительные строки в единый платежный документ.
В европейских государствах такого рода вопросы решаются по иному. Ресурсоснабжающие организации приборы не ставят, там есть биллинговые компании, аналоги наших ЕИРЦ. Квартирные счетчики – их собственность. Если человек желает рассчитываться по факту, компания ставит ему счетчик. За небольшую ежемесячную плату и ремонтирует, и меняет, и поверяет его. У жителей вообще ни о чем голова не болит. Но там это закон. Не хотите платить за обслуживание и поверку – предложат рассчитываться по нормативу.
На всю катушку
И у наших собственников выбор небогатый: или счетчик, или норматив. Люди спрашивают: кто установил такие нормативы – 384 литра на человека в сутки, или 11 кубометров горячей и холодной воды в месяц! Человек понимает, что столько воды он не выливает, но при этом не задумывается о том, что все нормативы формируются по итогам фактического потребления в домах, а не в квартирах. Туда входит не только вода, которую житель потребил на приготовление ужина, но и все потери в подвалах.
И какой смысл сравнивать европейский расход – 160 литров на человека против наших 384! У них и трубы из нержавеющей стали, которые никогда не корродируют и уста-навливаются один раз на весь срок службы дома. Они не ремонтируются, представляете? И в Европе люди не чистят зубы, открыв кран на всю катушку. Англичанин может полностью помыться, побриться, налив воды в раковину. Мы экономить не приучены. Сначала ванну примем, а потом час еще в душе пополоскаемся. А уж контроль над утечками в подвалах – и вовсе не барское дело.
На самом деле счетчик не влияет на экономию ресурса. Он позволяет его учесть и выявить потери. Но вот ведь парадокс: когда человек в режиме реального времени видит, сколько воды тратит, то невольно начинает влиять на этот процесс – прикрывает кран или ремонтирует подтекающий бачок унитаза. Он понимает, что утекает не только лишняя вода, но и далеко не лишние его деньги. Жители все чаще проявляют себя экономистами в своих квартирах, но пока не чувствуют ответственности за весь дом.
Думаю, отношение было бы другим, если бы все получали отдельно дополнительный счет за воду, потраченную на полив, уборку подъездов и утечки в подвалах, на электроэнергию для освещения лестничных клеток и работы лифтов. А пока, к сожалению, и общее имущество, и общедомовые нужды вне зоны их внимания и интереса.