Рука к руке
Как ни крути и ни пеняй на Дарвина или пришельцев, все мы вышли из семьи. Именно оттуда, из глубин детства, все наши позже преодоленные или разросшиеся комплексы. Далее следует трудный по налаживанию отношений с миром и самим собой подростково-юношеский период. Глядь, а ты уже и сам глава семьи.
От Бога до Департамента
От выражения твоих хмурых поутру глаз в чьей-то еще совсем маленькой, неокрепшей душе, в свою очередь, зарождаются первые комплексы. Такой природный круговорот. И от качества, если можно так выразиться, прохождения того или иного жизненного отрезка зависит не только одна человеческая судьба, но и ее продолжения.
Все эти процессы находятся под пристальным вниманием не только Господа Бога, но и Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, а также его управления в Юго-Западном округе, с начальником которого – Татьяной Сутуриной – встретился корреспондент «КР».
– Татьяна Алексеевна, работа Департамента семейной и молодежной политики, одним из филиалов которого является ваше управление, охватывает практически все слои населения – ведь почти каждый растет в семье, бывает молодым. Но все-таки какое-то направление для вас приоритетно?
– И молодежная, и семейная политика – очень серьезные, масштабные направления, как тут отдашь предпочтение тому или другому? Ведь все взаимосвязано. От положения в семье зависит то, какая у нас вырастет молодежь, и какими юноши и девушки, в свою очередь, станут родителями.
– Вспоминается появившийся не так давно термин «социальные сироты». Кажется, разница между ними и сиротами обычными не так уж велика – родители, хотя и живы, но ни заботы от них, ни воспитания…
– Есть разница, есть. Дети, как правило, тянутся к родным, какие бы они ни были. Заменить мать мало кто может. И ведь социальное сиротство, в отличие от сиротства обычного, не наступает вдруг, внезапно – от пожара или аварии. Ситуация меняется постепенно, день за днем. Мама начинает потихоньку выпивать, появляются чужие люди, в доме пропадает еда… И вот уже не с кем поговорить, и ты никому не нужен. А если вовремя протянуть руку помощи – помочь устроиться на работу, отвадить пьяницу-соседа, психолога хорошего подключить, – катастрофу еще часто можно предотвратить. Работе с так называемыми кризисными семьями сейчас уделяется немалое внимание.
Они были первыми
– Программа борьбы с социальным сиротством, я слышала, зарождалась в Ясеневе?
– Да, Ясенево, где расположен 37-й детский дом, стояло у истоков движения. Знаете принцип шаговой доступности? Так вот там район был разбит на восемь секторов, и в каждом работала участковая социально-психологическая комиссия, куда входили местные учителя и врачи, психологи, воспитатели детского сада, участковый, инспектор по делам несовершеннолетних… Словом, те, кто не издалека наблюдает жизнь конкретной семьи. И стоило прозвучать какому-то тревожному звоночку – ребенок с синяком в детский сад пришел, школьник стал хуже учиться, глава семьи начал попивать, да мало ли что еще, – как семью брали на заметку. Таким образом удавалось достаточно рано выявить неблагополучие в семье, вовремя помочь и поддержать.
Преимущество этого метода в том, что работа происходила «на местах» и помощь была исключительно адресной – и работу найти помогали, и вылечиться. В 2007 году, кстати, муниципалитет Ясенева за активную работу по профилактике социального сиротства выиграл грант Евросоюза. А все потому, что нашлись активные, неравнодушные люди. И началось все с отдела опеки муниципалитета.
– Самый густо населенный детьми район на Юго-Западе – Южное Бутово. И это естественно. Туда на протяжении долгих лет съезжались очередники не только из округа, но со всей Москвы.
– И не только обычные очередники, но и многодетные, семьи с детьми-инвалидами, сироты – льготные категории, которые нуждались в срочном улучшении жилищных условий. В Щербинке теперь вот целый коттеджный поселок многодетных.
– Многодетная семья уже по определению устройство сложное. Ведь на родителях лежит громадная ответственность: они стоят во главе такого небольшого государства, и стоит им на секундочку заболеть, устать, впасть в депрессию, остаться без работы, как вся система начинает рушиться. Да и жить в достатке удается немногим, и научить детей при этом не унывать – дело непростое.
– Одно направление работы с семьями это, понятно, материальная помощь, которая осуществляется через центры социального обслуживания. Они есть в каждом районе. Деньги и продуктовые наборы семьи, живущие в Южном Бутове, получают также через Центр социальной помощи семье и детям. Это учреждение проводит громадную работу, которая заслуживает отдельного разговора. Вы туда непременно должны съездить.
– Хорошо, обещаю.
– Например, у них есть программа «Добрая мама» для выпускниц сиротских учреждений. Девочки же совершенно не готовы стать матерями, у них нет положительного опыта. И если ребенок уже родился, наша задача сделать так, чтоб материнство стало в радость и сиротство не передавалось по наследству. В этом году южнобутовский центр начал работать с кризисными семьями. К слову сказать, по результатам городского смотра-конкурса на «Лучший центр социальной помощи семье и детям» центр «Южное Бутово» занял первое место.
…И сопровождающие его лица
– А где помогут сбившемуся с пути подростку?
– Для этого у нас с 2007 года существует центр «Дети улиц» Юго-Западного округа, который занимается профилактикой правонарушений, безнадзорности, наркомании, асоциального поведения, вопросами ювенальных технологий. В округе проживают 232 тысячи несовершеннолетних, из них 1200 подростков состоит на различных видах учета. На сопровождении Центра находится более 820 подростков.
– Этот центр для тех, кто уже ступил на скользкую дорожку?
– Вовсе не обязательно. Здесь работает психологическая помощь, в которую может обратиться каждый подросток, у которого возникли проблемы. Скажем, дома плохо. Мама пьет, папы нет… Ребенок приходит в центр и получает полный набор: здесь и уроки подготовить помогут, и досуг провести интересно, обязательно накормят, поговорят. Они выезжают с ребятами в лагеря. Конечно, увезти ребенка на месяц, а потом вернуть в ту же обстановку – это плохо. Но порядка 30 процентов ребят привязываются к центру и его сотрудникам, и уже больше туда тянутся, чем на улицу. Там такая домашняя уютная обстановка и люди радушные, и с детьми умеют ладить.
В уходящем году в центре «Дети улиц» открылось отделение по работе с ювенальными технологиями. Это сопровождение и помощь несовершеннолетним ребятам, которые попали в уголовную систему. С того, кто совершил преступление, уже спрос другой, к нему относятся как ко взрослому преступнику. Хотя закон говорит: это все равно несовершеннолетний, ему нужна другая помощь, с ним надо работать не так, как со взрослыми. Мы предоставляем адвоката, защиту.
Вокруг гончарного круга
– Давайте напоследок поговорим о чем-нибудь радостном. Вот, например, недавно закончилось очень семейное мероприятие – фестиваль семейных театров «Сказка приходит в твой дом».
– Да, тут уж все получали удовольствие – и актеры, и зрители, хотя понятно, что устройство такого масштабного действия – дело не из простых. От юго-запада столицы замечательная семья Дороховых выступала. (Назовем их по фамилии деда – одного из первых фермеров, – чтобы не путаться.) На сцене бабушка с дедушкой, их дети, их внуки, сноха, даже двоюродная тетя. Семья большая, дружная, артистичная. Все танцуют, увлекаются театром. Они подарили бабушке Тамаре Павловне на дачу летний театр – сделали кулисы, задник… Играют для себя, для соседей, друзей. А на фестивале такие коллективы встретились на сцене. Многие подружились, делились всякими маленькими хитростями.
– Завидно даже. Это же как здорово – играть всей семьей, чтобы всем вместе интересно было. Ведь даже у тех, у кого с виду нормальная семья, под этой «нормальностью» прячется равнодушие, полное незнание интересов, проблем друг друга…
– Вот мы как раз сейчас хотим провести выездной семинар для родителей и детей. С нами едут три психолога, два детских педагога. Там все будет вместе – интерактивные игры, конкурсы. Чтобы три дня семья была сама с собой. Чтобы ребенок – рядом с мамой. Чтобы у мамы не было мысли, что надо бежать на работу, в магазин, в общем, как обычно… Хотим, чтобы они были рядом и услышали друг друга. Мама с ребенком возле гончарного круга, вместе лепят – рука к руке. Чтобы они побыли вдвоем, оказались лицом к лицу и обратили наконец-то друг на друга внимание.
– Спасибо, Татьяна Алексеевна! Будем надеяться, что это принесет свои плоды.