23:30:44
11 апреля 2021 г.

У Парижа и Москвы так много общего…

Жилищные программыПубликуем заключительную часть беседы с заместителем начальника управления жилищной политики Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Екатериной Радченко. Напомним, что ранее речь шла о Франции, где она недавно побывала с московской делегацией.

Продолжение. Начало см.: Наша очередь короче парижской

Парижане живут скромно

– По каким нормам предоставляют жилье в столице Франции?

– Как известно, в Москве норма предоставления жилья – 18 кв. метров на каждого члена семьи. Причем лиц разного пола, за исключением супругов, в одну комнату поселить нельзя. Во Франции нормы предоставления в нашем понимании нет. Комиссия сама определяет, какую квартиру необходимо дать обратившимся за помощью людям. Чаще всего семье, состоящей из четырех человек (родители и двое детей), предлагают двухкомнатную квартиру площадью примерно 50 кв. метров. Одна комната для родителей, другая – для детей, даже если они уже не маленькие и разного пола.

Нам показывали жилье и обычное, которое занимают собственники, и социальное, где живут наниматели. Оно ничем не отличается одно от другого. При этом мы заметили, что по размерам и планировкам парижские квартиры уступают средним московским. К примеру, 60-метровую «трешку» с маленькой (пять-шесть кв. метров) кухней москвичи считают сегодня неблагоустроенной. И при переселении получают квартиру с более просторной кухней и коридором.

– Кто управляет социальным жильем?

– Оно находится в собственности города, но передано коммерческим частным организациям. По указанию мэрии они сдают квартиры гражданам в аренду. Собирают арендную плату, содержат жилье, заботятся о нем, периодически обновляют документы тех, кто живет в социальных квартирах. Фактически выполняют обязанности управляющей компании.

В Париже, как и у нас, социальные квартиры предоставляются практически бессрочно. Выселить человека, даже если у него изменилось имущественное положение, невозможно – не предусмотрено законом.

Арендная плата достаточно высокая. За среднюю «трешку» площадью 60 кв. метров социальный наниматель платит 583 евро в месяц. (К слову, в общую площадь жилого помещения входят веранды, террасы, балконы, лоджии; у них эти помещения не исключаются из расчета.)

Сравните, средняя зарплата в Париже составляет три тысячи евро, а минимальный прожиточный уровень – около тысячи. То есть больше половины минимальной зарплаты семья должна отдать за квартиру. И это только плата за наем, без коммунальных услуг – без оплаты воды, газа, электричества, лифта, телефона, консьержа. С учетом всех коммунальных услуг набегает примерно еще столько же. Социальное жилье в Париже весьма недешевое. А рыночная ставка найма ровно в два раза выше социальной.

В Москве социальный наниматель платит всего два рубля за кв. метр, а снять квартиру у частного лица стоит 30 тыс. рублей в месяц. Такой существенной разницы, как у нас, между оплатой социального жилья и арендной платой на рынке жилья в Париже нет.

Проблема неплательщиков стоит весьма остро. У некоторых семей долги достигают 15 тысяч евро. На них подают в суд и выселяют. Как правило, те, кто не платит – вконец опустившиеся люди, подчас они уже не живут в квартире, их даже не могут найти.

Три десятка пособий

– Существуют ли пособия для малообеспеченных семей, которые не могут заплатить за жилье?

– Право на пособие по оплате жилья имеют шесть млн французских семей, то есть каждая десятая семья.

Уровень пособий зависит от числа детей в семье (чем больше детей, тем значительнее помощь) и зоны, где расположено жилье. Вся Франция разделена на три зоны по уровню помощи государства регионам. В Париже, Нормандии, на Лазурном Берегу – самый скромный уровень социальной поддержки населения со стороны государства. И еще. В Париже пособие одиноким людям вдвое ниже, чем семьям с детьми. А при доходе даже меньше 15 тысяч евро в год одинокий человек вообще не имеет права на пособие, семья же с двумя детьми получит 249 евро.

Максимальное ежемесячное пособие по оплате жилья может быть 400 евро. 1077 евро дадут семье, которая собирается покупать жилье, учитывая, что она возьмет ипотечный кредит. Это пособие – аналог нашей субсидии на строительство или покупку жилья. Полученной суммой можно компенсировать часть платы при заселении в арендуемую квартиру. Правда, в таком случае ни на какие субсидии рассчитывать больше не приходится. 994 евро сможет получить многодетная семья на переезд, если надумает поменять квартиру.

Всего выплачивается более 30 видов пособий, правда, большинство из них разовые. Объемы финансовой поддержки достаточно большие – 15 млрд евро в месяц.

Средняя французская семья получает 1,7 вида пособий. Например, мать-одиночка имеет сразу три пособия: одно – семейное, второе – на ребенка, третье – на оплату жилья.

Интересно, что ежемесячное пособие платят людям, с которыми заключен контракт о поддержании качества жилья. Это как бы взнос государства на модернизацию дома, чтобы инженерная система была приведена в надлежащее состояние. Ведь каждый дом во Франции стремятся сделать энергосберегающим. В одном из таких зданий расположен Парижский Департамент жилищной политики.

И действительно, дом абсолютно энергонезависимый. Стоит он на подземной речке, обогревается и охлаждается за счет речной воды, поэтому в нем нет кондиционеров. Здание не излучает тепло в пространство, не обогревает улицу, окна и форточки открываются и закрываются автоматически.

А был ли мальчик?

– Складывается впечатление, что получить пособие в Париже довольно просто…

– При всем том во Франции очень жесткий контроль за всеми видами государственной помощи, предоставляемой гражданам. За ложные сведения установлена уголовная ответственность. К примеру, чтобы получить квартиру большей площади, во Франции, как и у нас, нередко приносят справку о беременности жены. Семья получает желанную квартиру. У нас никто в дальнейшем не интересуется, родился малыш или справка оказалась фиктивной. Даже если обман раскроется, призвать обманщиков к ответу, а тем более отобрать квартиру, уже нельзя.

Иное дело во Франции. Там не только отберут квартиру, но наложат штраф и привлекут к уголовной ответственности за подлог документов.

Тотальный контроль ведется за всеми, кто получает пособие. Постоянно отслеживают, действительно ли у семьи такой доход, какой она продекларировала, есть ли заболевания у членов семьи, которые указаны в документах и т. д. Ежемесячно контролеры буквально «трясут» эти семьи.

Мы поинтересовались, какие проблемы французские коллеги считают главными? Они назвали четыре самых основных. Во-первых, государство недостаточно отпускает средств на жилищные пособия, которые желательно увеличить. Вторая проблема: до выплаты пособия у них считаются бедными 27 процентов, а после его получения остаются бедными семь процентов. По мнению специалистов, процент все равно очень высокий. Пособие должно вытаскивать гражданина из бедности и давать возможность нормально жить.

Во время кризиса на первый план вышла, как и у нас, проблема незарегистрированного дохода. Человек сдает квартиру в аренду, получает деньги «черным» налом и не платит налоги. Думают, как с этим бороться.

И еще задача, которую необходимо решить, – техническая. Клерки не справляются с потоком обращений, обрабатывают заявку гражданина в течение двух недель.

Дорогое удовольствие

– Париж – столица мира, город исторический. Как меняется его облик?

– В Париже тоже занимаются реконструкцией кварталов. Система очень похожа на нашу, московскую. За счет реконструкции и нового строительства пополняется городской фонд социального жилья. Сейчас, например, разрабатывается проект планировки и реконструкции известного парижского квартала Монмартр, где находятся поселки художников.

Мы не удержались и задали больной вопрос: как вы выселяете граждан из кварталов, где собираетесь осуществлять реконструкцию? Для них это тоже проблема, но решают ее в первую очередь по договоренности с собственником. Ему предлагают либо деньги за квартиру, либо квартиру в другом районе Парижа, но равнозначную по стоимости, не дороже. При этом если в московском законодательстве учитывается число комнат, общая и жилая площади, район проживания, у них этого нет.

А если собственник не хочет переезжать? – продолжали допытываться мы. Ответ поразил: «Тогда по закону квартиру реквизируют». У собственника забирают квартиру и выплачивают сумму, которую определил суд. Суд принимает во внимание, что в районе будет реконструкция, и стоимость квартиры снизится. Считается, что жилье в историческом доме стоит дороже, чем в отремонтированном. Поэтому собственники, как правило, не доводят дело до суда и соглашаются на предложение мэрии.

– Ну а что все-таки будет с Монмартром?

– Внешний облик зданий не изменится, поскольку реконструкцию ведут только внутри. Всю «начинку» ломают и перестраивают, понятно, что это сложно и дорого.

– Могут ли собственники вселиться потом в свою квартиру после реконструкции?

– Могут, но в этом случае они должны оплатить свою долю реконструкции. А эта доля равна стоимости квартиры. Мало кто может себе позволить столь дорогое удовольствие. Поэтому они отдают свои квартиры государству. Жилье в самом Париже стоит практически так же, как в Москве, возможно, чуть дешевле. А километрах в семидесяти от столицы квартиры значительно дешевле.

Реконструкция позволяет увеличить фонд социального жилья. Только в 2009 году мэрия планирует расширить этот фонд на 40 тысяч квартир – за счет выкупа, реконструкции, нового строительства.

Мы поинтересовались, где собираются строить. Поскольку нет свободной земли, предполагается ли сносить старые постройки. Они ответили, нет. В Париже еще с ХIХ века, со времен градоначальника Барона Османа введены строгие правила, ограничивающие высотность домов, чтобы сохранить исторический облик города. А строить собираются на землях Минобороны Франции. Похоже на Москву.

Новые кварталы появятся напротив Булонского леса. Квартал будет застраивать частный инвестор. И 40 процентов площади пойдет городской мэрии в качестве доли инвестора. То есть все делается точно так же, как у нас: таким образом формируется социальный фонд жилья.

– Стремятся ли французы приобрести жилье в собственность?

– Население страны всего 64 млн человек. Общий жилищный фонд – 32,5 млн жилых помещений. Это квартиры в городах и дома в сельской местности. При этом 84 процента населения имеют лишь одно основное жилье. 10 процентов – имеют дачи и второе жилье. Ветхий фонд у них составляет менее двух процентов (в 1984-м на долю ветхого фонда приходилось 16 процентов). Собственниками жилья во Франции являются 54 процента населения. Чуть больше половины. Остальные снимают квадратные метры у собственников и государства. При этом никто особенно не горит желанием стать собственником – считается, что это не выгодно.

Светлана Амелехина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация