Забор
Свежий воздух, зелень прямо с грядки, утреннее пение птиц и чай на веранде – прелести неспешной дачной жизни весьма хрупки… Кто знает, кем окажутся новые соседи, только что купившие участок рядом.
На ухабах
«Вот оно, счастье!» – думал Михаил Иванович Тихонов, добираясь в старенькой иномарке по залитой солнцем дороге на дачу. Машина подпрыгивала на ухабах, хрипела, словно сетуя на разбитый местами асфальт, но душа ее хозяина готова была запеть: впереди – три недели отдыха! Почти месяц покоя на родной фазенде.
– Иваныч, ты бы съездил с семейством за границу, мир повидал, а то все на дачу да на дачу, – подначивали всю неделю перед отпуском мужики из отдела. – Со скуки же помереть можно.
В ответ Тихонов лишь кивал в репродукцию Шишкина над столом и принимался перечислять преимущества будущего отдыха: речка, грибной лес, сплошные сосны…
Такое настроение разделяло и все семейство Тихонова – жена Аня и дочь Оля. Они давно мечтали оказаться на даче, тем более что уже позади хлопоты с поступлением дочери в вуз. Не бывали они среди своих сосен с самого начала лета.
И вот старенькое авто прошуршало по гравию, затормозило перед домом. Быстро выгрузив сумки, Михаил Иванович сразу же устремился было к высокой сосне, чтобы присесть на лавочку и вздохнуть полной грудью: вот он снова здесь… Но на месте лавочки красовался свежий, добротно сколоченный невысокий забор, а сосна непонятным образом оказалась за ним.
«Ну не с ума же я сошел? – ахнул Тихонов, не веря своим глазам. – Откуда забор?»
Перегнувшись через него, он окликнул соседей.
Знакомство
С тех пор как умерла соседка Тихоновых Марья Константиновна, уследить за сменой хозяев было непросто – дача переходила из рук в руки чуть ли не каждые полгода.
На голос Тихонова из террасы выглянула полноватая женщина. Позевывая и поправляя на груди халат, она без интереса выслушала речь соседа, который безуспешно пытался ей объяснить, что уже не первый десяток лет живет вот здесь, рядом, и что сотки свои оформил по закону…
– Этот участок мы взяли два месяца назад, – нехотя объяснила хозяйка. – Вложили, так сказать, кровно заработанные… Конечно, захолустье тут, но ничего, мы-то облагородим. Эти ваши елки-палки повырубаем…
Также новая хозяйка сообщила, что как только приобрела участок, сразу же пригласила кого надо обмерить участок, те-то и обнаружили ошибочку в документах.
– Восстановили справедливость, – подытожила она. – Приобщили две соточки.
Для Михаила Ивановича это начинало походить на страшный сон: ведь совсем недавно он переоформил документы на дачу, теперь вот готов был поклясться в том, что все в них в порядке!
Всю неделю Михаилу Ивановичу было не до отдыха. Забыв о грибах и рыбалке, дачник засел за изучение бумаг – на участок и дом. А когда убедился в своей правоте, решил снова переговорить с соседкой.
Но та лишь вяло отмахивалась от попыток Тихонова затеять диалог.
– Нет, ну просто достал! – жаловалась она мужу. – Каков фрукт, сказано ведь – земля наша! Ничего, мы тут с тобой магазинчик откроем, на радость отдыхающим, а этот пень будет знать!
Перспектива получить прямо под боком торговую точку повергла семейство Тихоновых в уныние. Михаил Иванович еще раз попытался вразумить соседку решить дело миром, но та упорно стояла на своем. Не пугали ее и угрозы о возможном судебном разбирательстве.
Слухи о конфликте мигом расползлись по поселку. Многие дачники искренне сочувствовали Тихоновым и уговаривали, не откладывая дело в долгий ящик, обратиться к юристу. Председатель же товарищества держал нейтралитет.
Время шло, а забор оставался на прежнем месте. Кто-то из соседей посоветовал Тихонову выкупить у наглецов свои же сотки. Кто-то посоветовал снести забор в отсутствие хозяев. Доведенный до отчаяния, Михаил Иванович решил претворить этот совет в жизнь: вооружился ломом, топором, лопатой и как-то утром принялся крушить деревяшки.
Но добротно сделанный забор не сдавался. Сломав лопату и разодрав руки в кровь, Тихонов без сил опустился на землю – за чужим забором печально покачивала зеленой шапкой сосна…
В тот же день Михаил Иванович среди бумаг все-таки разыскал записку с телефоном приятеля. Обратился к нему, он и посоветовал юриста – молодого, как отрекомендовал, но очень хваткого.
Алексей, так его звали, взялся за дело быстро: перелопатил старые архивы, немало побегал по инстанциям. Убедившись, что иначе вопрос не решить, юрист составил иск. «Об истребовании части участка из чужого незаконного владения» – значилось там.
Капитуляция
Алексей уже готовился к суду, когда позвонил взволнованный Михаил Иванович: соседка капитулировала! А вскоре выяснилась и причина бегства: не пощадивший доморощенных предпринимателей кризис их просто разорил. Бизнес рухнул, и чтобы погасить долги, пришлось соседке расстаться и с дачей, и с участком. Да и с забором тоже.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
— Ситуации с самозахватом части земельных участков (даже нескольких соток) случаются довольно часто. Обычно это происходит, когда хозяева дачи долго отсутствуют, поэтому оставлять участок без присмотра на продолжительный срок не стоит.
Чужие заборы, хозблоки, беседки и огороды на своей земле обходить вниманием нельзя. Стоит сверить площадь участка с указанной в документах, пригласить специалистов по обмеру. Если часть вашей земли оказалась у соседей, постарайтесь решить дело миром, это в интересах всех участников конфликта. Попробуйте привлечь к разрешению спора председателя дачного товарищества.
Если восстановить справедливость не удается, нужно обратиться в территориальную земельную инспекцию. Выявив факт нарушения со стороны соседей, сотрудники инспекции обяжут устранить любые препятствия в пользовании участком. Если и обращение в инспекцию не дало результата, придется переносить спор в зал суда, обратившись с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения или об устранении препятствия в пользовании имуществом. Ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса предписывает восстанавливать нарушенное право на земельный участок в случае самовольного занятия этого участка. Суд назначит экспертизу, которая и подтвердит факт самозахвата.