Дешевый отпуск
Что больше всего впечатлило из последнего послания президента Федеральному собранию?Судя по откликам на ТВ и в прессе – его предложение (его мечта), что к 2008 году россияне, собираясь в Европу, не будут рваться в обменники, а набьют кошельки родными рублями, и ими будут расплачиваться в немецких гостиницах и швейцарских ресторанах. Предварительно, понятно, поменяв их на евро. Иными словами, мечтает президент о том, чтобы рубль стал конвертируемым. Кто спорит? Хорошая мечта.
Правда, ему сейчас же возразили: конвертируемость – это не только обмен валютами, но и слияние с Европой, жизнь с ней по одним правилам. А европейский образ жизни – он вообще не сахар. И об этом забывать нельзя.
Была я прошлым летом с мужем в гостях у своей подруги, которая живет в Вене. Люди они небогатые, ни Мальдивы, ни Майорка им на лето не светят. Никуда не выезжают из своей Австрии. Но и не скучают! Отпуск проводят неплохо. Пригласили и нас с собой.
Дело в том, что задолго до лета в разных австрийских газетах появляются объявления: «В июне (июле, августе) квартира пустует. Пригашаем пожить…» То есть незнакомые люди зовут незнакомые семьи к себе – на время, когда их не будет. Заметьте – не сдают, а приглашают задаром. И даже не ставят условия: «А потом, мол, мы к вам». Просто делают доброе дело. Ну, разве что цветочки попросят полить.
Охотников немало. Ведь смена города, смена привычной обстановки – разве это не прекрасный отдых? К тому же дешевый. Многие так и делают – на время отпуска живут в чужой квартире и в чужом городе. И это, кстати, не только в Австрии – по всей Европе. Модно.
Вот я и подумала: Зальцбург (а тогда мы жили именно в этом городе) – конечно, прекрасно. Но я столь же охотно провела бы отпуск в Нижнем, в Костроме или на Севере – в Архангельске или Кандалакше. На Белом-то море! Кто видел – никогда не забудет. А уж о юге не говорю – поехала бы не глядя. Даже без моря.
Только ведь не пустят. Страшно! А ну как вернутся хозяева – и не то что своих вещей не досчитают, даже без рам и дверей останутся. Вынут, как миленьких, и увезут.
О чем я? А все о том же – о конвертируемости. О нашей готовности жить по европейским нормам. О времени, когда не будем бояться людей, пригласим – от чистого сердца – незнакомую семью пожить в своей квартире, а сами беспечно отправимся, куда глаза глядят. Тогда можно будет сказать: мы – европейцы! А потом можно и о рубле подумать. Пора. И в самом деле, чего ему, сердечному, быть на обочине континента? Сейчас он и силы набрал.
Но вот что-то его не пускает. Что? Об этом даже президент не сказал.
Так вот я и думаю: а может, и не надо пускать? Может, все оставить, как было? Будем жить в своей Азиопе. Говорят, в этом тоже есть свои преимущества.