Вашу бабушку! Или как Петр Семена объегорил
Финансовый кризис Семен переживал легче других. Как раз на пике цен он распрощался с акциями, доставшимися ему по наследству от отца, продал его дачный участок. На руках оказалась сумма, за которую можно было купить квартиру. Пусть и недорогую.
– Да, сумма, конечно, небольшая, – сказал Семену риелтор, – но сейчас многие попали в трудную ситуацию, когда срочно нужны деньги. Что ж, попробуем подыскать вам квартиру.
Долго искать не пришлось, продавец нашелся быстро.
Им оказался бизнесмен Петр, владелец небольшой компании. Ему срочно понадобились деньги, но вот беда: получить кредит Петру не удавалось, вот и решил он продать квартиру своей бабушки. Та все равно жила в деревне, а ее жилье Петр сдавал.
Сделку провернули быстро: у местного нотариуса бабушка выдала Петру доверенность на продажу квартиры, все прошло легко, как по маслу. Семен и Петр заключили соглашение об авансе, который Петр и получил в счет платежа за квартиру. Осталось малое – пройти регистрацию договора. Но вот тут-то и начались проблемы.
Не поверили
– У нас неприятности, – услышал как-то утром в трубке Семен встревоженный голос риелтора. – Регистрационная служба отказывается регистрировать сделку.
– Не понял? – всполошился Семен.
– Их смутила доверенность, выданная каким-то областным нотариусом, – пояснил Семену риелтор.
– Но это же естественно: бабка Петра живет в деревне…
– Наверное, регистратор проявляет бдительность. Это нормально: знаете, скольких стариков из-за поддельных доверенностей лишили квартир? Думаю, если бумага показалась регистратору сомнительной, нашему продавцу нужно будет предъявить новую доверенность. Или подтвердить подлинность старой, чтобы договор все-таки прошел регистрацию.
Волнения покупателя
Пришлось Семену связаться с продавцом:
– Знаете, Петр, если у вас такие проблемы с доверенностью, может, привезете бабушку в Москву? Сходите к приличному нотариусу, чтобы без вопросов.
– Бабка не перенесет дороги, – отрезал Петр. – Старая совсем.
– Как же быть? – недоумевал Семен. – Вам же самому деньги нужны были срочно… – привел последний довод Семен.
– Ничего, я потерплю… – ответил Петр и положил трубку.
Разговор здорово насторожил Семена. Неужели продавец передумал? Почему пытается затянуть сделку?
– Петр определенно тянет время, – сообщил через несколько дней Семену его риелтор.
– Похоже… Не пойму только, если он передумал, почему не скажет мне это прямо в глаза? И как же аванс? Если не хочет продавать свою квартиру, пусть тогда вернет деньги.
Возврата денег Семен ждет до сих пор. Тщетно пытался он отыскать по телефону Петра. Не получилось. Пришлось обратиться в суд.
Дело сейчас – на рассмотрении.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Согласно ст. 551 Гражданского кодекса, переход права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. По правилам ст. 558 Гражданского кодекса, регистрировать нужно и договор купли-продажи жилого дома или квартиры. Причем договор считается заключенным только с момента такой регистрации.
Решая вопрос о целесообразности государственной регистрации, территориальное управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проводит правовую экспертизу документов, представленных сторонами. Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов.
Если у регистрирующего органа возникают сомнения в наличии оснований регистрации прав или подлинности представленных документов, ст. 19 того же закона дает право приостановить срок регистрации не более чем на месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие регистрации, в этой процедуре отказывают.
Именно это и произошло в данной ситуации. Продавцу квартиры стоило подтвердить подлинность доверенности, выданной бабушкой, или представить новую доверенность. Сделать это Петр не смог, а вернее, не захотел: он явно передумал продавать квартиру и намеренно тянул время.
Очевидно, что регистрация сделки сорвалась по вине продавца, поэтому он должен был вернуть полученный аванс. Заставить Петра снова нести договор на регистрацию и продавать квартиру Семен не мог, оставалось довольствоваться возвращением суммы аванса.
По правилам п. 4 ст. 487 Гражданского кодекса, если сделка срывается по вине продавца, он должен вернуть покупателю предоплату (аванс). Также покупатель может потребовать выплаты процентов за пользование его денежными средствами.
Хорошо, что Семен позаботился о заключении письменного договора об авансе. Если бы соглашение было устным, отстоять свои права несостоявшемуся покупателю было бы трудно. Поскольку Петр отказывался добровольно возвращать аванс, Семену пришлось обратиться в суд.