Голландские старики коротают свой век в семьях, а не в приютах
– А какие у них старушки – стройные, ухоженные! В брючных костюмах, с красивыми прическами… Да они еще и путешествуют! Вот счастливая старость.Так когда-то мы воспринимали пожилых западных туристов. Все верно. Но пройдет еще несколько лет… Все люди с какого-то момента становятся зависимыми от родных, врачей и от всей государственной социальной системы.
Вы чье, старичье?
По статистике, лишь 10 процентов престарелых в Голландии (старше 75 лет) переезжают в социальные учреждения. Остальные остаются дома, несмотря на то, что в социальных домах их ждут отдельные, благоустроенные квартиры, хорошее питание, квалифицированное медицинское обслуживание. Нет, не хотят. Да и дети не спешат расставаться с родителями.
А что же одинокие люди, ведь таких тоже немало? И они стремятся остаться в своих домах. В голландской пословице говорится: «Старые деревья нельзя пересаживать». А на помощь и уход, а также необходимое переоборудование квартиры под нужды старого человека, всегда можно рассчитывать. Переоборудование жилищ в расчете именно на них, на людей преклонных лет – часть социальной политики Голландии.
На второй этаж – в кресле
В Лейдене я зашла в одну такую квартиру: нет порогов при входе в комнату или кухню, не споткнешься, на дверях – по две, а то и три ручки. К какой быстрее дотянешься – та и удобнее. Покрытие пола в ванной – материал с шероховатой поверхностью, а значит, нет опасности поскользнуться, упасть. Старым людям нужны более светлые помещения, и потому здесь чуть больше светильников, чем обычно. Зашли в кухню. Все кухонные полки – на расстоянии роста человека. Ни в лесенках, ни в табуретках нужды нет.
Хозяйка дома – 80-летняя г-жа Фергюсон – продолжает экскурсию по дому. Сама квартира – двухуровневая, и между этажами сооружен небольшой подъемник. Это просто кресло – сел в него, нажал кнопку, и ты уже наверху.
В ванну и туалет теперь можно попасть прямо из спальни. А из самой спальни (она находится внизу) можно выйти непосредственно в коридор – к лифту, не совершая путешествия по всей квартире. В результате общая площадь квартиры стала меньше, но мою собеседницу это не беспокоит. «Дом и так стал слишком большим для меня одной», – говорит она.
Г-жа Фергюсон и в самом деле одинока, она уже более 15 лет как оставила работу администратора в гостинице. Пенсия у нее неплохая – 2 тыс. евро. Переделки обошлись в сумму порядка 25 тыс. евро. Одной бы пенсии, понятно, не хватило. Но есть и другие источники.
Прежде всего это пособие по старости, которое получает любой человек, достигший 65 лет. Размер его определяется состоянием здоровья человека и его доходами. Кстати, недавно такое пособие получила королева Нидерландов – Беатрикс.
У г-жи Фергюсон пособие побольше королевского. Тем не менее она воспользовалась еще и безвозмездной субсидией, которую выделил ей муниципалитет Лейдена. Та составила 18 тыс. евро и покрыла основную часть расходов по переустройству жилища. Величину субсидии рассчитала специальная комиссия, куда входили архитекторы, медицинские работники, члены общественного Совета пенсионеров города. Они побывали в квартире женщины и определили объем переделок.
Еще одна интересная новинка – удобная система вызова «скорой помощи». Чуть ли не в каждой стене квартиры установлены специальные кнопки, здесь же – встроенные микрофоны. Станет человеку плохо – он может нажать ближайшую из кнопок. Сигнал немедленно поступит медикам. В последние годы к стационарным кнопкам прибавилось еще одна, мобильная. Она расположена на пластмассовой пластинке, которую можно постоянно носить на шее. Это еще удобнее. Кстати, подобные системы есть вообще в каждом доме, где обитают престарелые, – независимо от того, одиноки они или живут с семьей.
Пригласите парикмахера!
Но как ни приспосабливай квартиру к особенностям престарелых, всего предусмотреть нельзя, без присутствия живого человека все же не обойтись. Для этого и создана специальная социальная служба. Услуги ее работников платные. И те субсидии, о которых шла речь выше, рассчитаны и на такое обслуживание. И здесь часто старикам приходится решать: на что потратить деньги – на «покупку» тех или иных услуг или на переоборудование своего жилища. На то и другое средств может не хватить.
Что касается услуг, они самые разнообразные. Можно пригласить медсестру или помощника по хозяйству, просто человека, который готов посидеть со стариком. Организации, предлагающие эти услуги, и государственные, и частные. В какую обратиться – также решает пенсионер.
При этом «исполнителем» может быть не только специальный работник, но и член семьи, которого зачисляют на службу в организацию. Ведь если кто-то из близких решается посвятить свое время уходу за престарелым родственником, ему приходится оставлять работу, и государство компенсирует ему потерянный заработок. Источник? Все та же субсидия, которая выплачивается престарелым. Такая же практика распространена и на инвалидов.
Список услуг, на которые могут рассчитывать старые люди, жестко обговорен, как и время, в течение которого оказывается помощь: не более трех часов в день. Ветеранам помогут умыться, переодеться, закапать капли в глаза, растереть спину мазью, приготовить чай, кофе, бутерброды. Что касается домашних дел, то это в основном уборка квартиры, различные покупки, стирка (конечно, в машине), глажка, смена постельного белья. Иными словами, регламентированная государственная субсидия предполагает и лимитированную помощь.
Можно заказать услуги и, так сказать, сверх лимита, но за отдельную плату. Старый человек может пригласить парикмахера, сделать педикюр или маникюр, попросить погулять с собакой. Есть и специальные медицинские услуги, которые могут понадобиться клиенту, но которые не входят в обязательный ассортимент. Можно, например, вызвать глазного врача и попросить подобрать очки.
Так и живут голландские пенсионеры, которым сильно «за…», и не чувствуют себя одинокими.