Приватизация – дело приватное
Привычка все оставлять на потом в наших людях неистребима. Меньше года остается до окончания бесплатной приватизации жилья – 1 марта 2010 года. Для тех, кто хочет успеть оформить квартиру в собственность – наша сегодняшняя публикация.
Суть вопроса
Приватизация жилья – это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими помещений в государственных или муниципальных фондах. Приватизации подлежат квартиры, занятые по договору социального найма.
Весь процесс можно разделить на несколько основных этапов:
1. Сбор пакета документов для приватизации квартиры.
2. Собранные документы подают в отдел по приватизации окружного управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы для заключения договора передачи квартиры в собственность.
3. Государственная регистрация договора и получение свидетельства о праве собственности на приватизируемую квартиру.
Это важно!
Начинать процесс приватизации квартиры стоит лишь после того, как все постоянно зарегистрированные в ней граждане дадут на это свое согласие. Если один из нанимателей квартиры против приватизации, то и все остальные не могут воспользоваться таким правом.
Собрать пакет
Для заключения договора передачи в собственность жилой площади необходимо собрать следующий пакет документов:
1. Документы, удостоверяющие личность всех постоянно зарегистрированных на занимаемой площади граждан.
Для детей до 14 лет – свидетельства о рождении: подлинники и их ксерокопии. Ксерокопия российского паспорта должна быть на одной стороне листа: сверху – разворот с ФИО, снизу – разворот с «пропиской» (если регистрация занимает несколько листов, отксерокопировать необходимо все).
2. Кадастровый паспорт и экспликация на квартиру из БТИ.
Все переоборудования жилых помещений должны быть узаконены (это касается красных линий в плане, печати о перепланировке и т. п.).
3. Ордер или выписка из распоряжения префекта округа о предоставлении жилой площади (подлинник).
4. Договор социального найма (подлинник).
5. Выписку из домовой книги (архивная) с информацией о всех зарегистрированных на данной площади и выбывших гражданах с момента выдачи ордера (или выписки из распоряжения).
6. Финансовый лицевой счет.
7. Справку о дате постройки дома.
8. Справку о замене паспортов.
9. Справку с уточнением адреса проживания, по которому осуществляется приватизация – при разночтении его в паспорте, жилищных документах и ордере.
10. Если первая регистрация по данному адресу была после 4 июля 1991 года, то необходимо предоставить выписку из домовой книги с предыдущего места жительства данного члена семьи.
11. Если вы прибыли в Москву из других регионов России после 07.1991 г., понадобится справка из домовой книги и регистрирующего органа с прежнего места жительства о неучастии в приватизации (из БТИ – за период до 31.01.1998 г., из регистрационной палаты – после 31.01.1998 г.).
12. Если прибыли в Москву из другого государства – документ, подтверждающий постоянную прописку по прежнему месту жительства с 07.1991 г. до прибытия в Москву.
13. Выписку из домовой книги с места «прописки» несовершеннолетних детей, если с площади выбыли дети, которые на момент приватизации не достигли 18 лет.
14. Распоряжение о назначении опекуна, разрешение органов опеки на приватизацию жилой площади, где проживает опекаемый: подлинники и ксерокопии.
15. Договор передачи или свидетельство о собственности: подлинник или ксерокопии – для лиц, использовавших право на приватизацию.
16. Нотариально удостоверенную доверенность (с правом передоверия): подлинник (если доверенность генеральная); свой паспорт: подлинник и ксерокопию; паспорт доверителя: подлинник и ксерокопию – для доверенных лиц.
17. Нотариально оформленный отказ (согласие) – от лиц, отказывающихся от участия в приватизации.
18. Оплаченную квитанцию на 500 руб. за регистрацию права.
Оформляй как хочешь
Оформить приватизацию можно несколькими способами.
1. Самостоятельный.
Все необходимые для приватизации бумаги можно собрать самостоятельно. Но тогда наверняка придется потратить немало времени на очереди в БТИ, ГУИС, паспортных столах, Управлении федеральной регистрационной службы… Кому-то придется запрашивать нужные документы в архивах. Нанести визит к нотариусу, в УФМС (Управление федеральной миграционной службы), в военкомат… Если переезжали с места на место с 1991 года, придeтся проехаться по всем бывшим адресам или же направить запросы на предоставление выписок из домовых книг.
Собранный пакет документов отдается в отдел по приватизации окружного управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы.
Процесс самостоятельной приватизации квартиры может занять от 3 до 5 и более месяцев.
2. В режиме «одного окна».
Этот порядок установлен в соответствии с распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 30.07.2004 № 459.
Желающие приватизировать квартиру с паспортами тех, кто собирается в ней участвовать, обращаются в службу «одного окна» управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в своих административных округах. Здесь сдают копии паспортов, свидетельств о рождении на всех зарегистрированных на этой жилой площади, пишут заявление на приватизацию. И – ждут.
Преимущество такого способа: документы собираются сотрудниками управления, ими же делаются запросы в нужные инстанции. Тоже не самый быстрый путь. Наверняка придется отстоять очередь в «одно окно». Весь процесс приватизации может занять от 4 и более месяцев.
3. Сэкономить время.
Этот вариант подойдет тем, у кого нет времени стоять в очередях. Всю подготовительную работу можно доверить профессионалам, обратившись в одну из фирм, занимающихся приватизацией.
Алло, это «Северо-Восток»?
Если у вас нет времени на самостоятельный сбор документов, чтобы не томиться в очередях, лучший выход – обратиться за платной услугой в агентство. Например, в ОАО «АГЕНТСТВО «СЕВЕРО-ВОСТОК». Его сотрудники берут на себя весь процесс оформления приватизации жилья – от начала (сбора документов) и до получения свидетельства о регистрации права собственности.
То есть:
1. Агентство заключает договор на оформление приватизации квартиры с одним из зарегистрированных в ней граждан или со всеми, кто участвует в приватизации квартиры.
2. Вам необходимо лишь предоставить нотариально удостоверенную доверенность на сотрудников агентства для сбора документов, оформления и регистрации договора передачи квартиры и получения свидетельства о регистрации права.
3. В агентстве вы получаете зарегистрированные в УФРС (Управление федеральной регистрационной службы) свидетельство о регистрации права, заявление на приватизацию и договор передачи квартиры.
Стандартный срок приватизации квартиры или комнаты – 2–3 месяца. В отдельных случаях, если понадобятся дополнительные документы, это может занять и больше времени.
На заметку
Чтобы сэкономить время, посоветуем сначала позвонить и получить исчерпывающую информацию о сроках, стоимости и условиях приватизации вашей жилплощади, узнать, какие дополнительные справки могут понадобиться, и т. д.
Советы…
Итак, что должен иметь в виду человек, решивший самостоятельно собрать необходимый пакет документов либо обратившийся за платной услугой в агентство?
Андрей Крупский, директор ОАО «АГЕНТСТВО «СЕВЕРО-ВОСТОК»:
— Самое главное: перед походом по инстанциям необходимо вспомнить все о квартире с момента получения ордера, ее жильцах и заранее запастись необходимыми справками.
К сожалению, в приватизации вам могут отказать, если не предоставлена полная информация обо всех ее участниках – кто зарегистрирован в квартире и фигурирует в ордере, независимо от времени его получения. Например, человек сменил фамилию, тогда обязательно должна быть предоставлена справка о замене паспорта. Если же потеряно свидетельство о браке (разводе, рождении, смерти) – придется обращаться в архив загса. А ведь на все это требуется дополнительное время.
Прослеживается также история «перепрописок» граждан, участвующих в приватизации квартиры. Если вы меняли места жительства в период с июля 1991 г. по настоящее время, необходимо предоставить выписки из домовых книг со всех предыдущих мест проживания с точным указанием сроков – когда жил, когда убыл, куда… Даже если человек был временно выписан из приватизируемой квартиры, то есть за ним сохранялась бронь, все равно нужна справка с того места, где он все это время обитал, включая справку о неучастии в приватизации с того места жительства.
Кстати
Сбор таких справок входит в стандартный пакет услуг агентства. Но это касается только Москвы. Если вы прибыли в столицу из другого региона, «добывать» справки оттуда придется самостоятельно.
Совет: лучше заранее съездить за ними в тот регион, где проживали раньше. Или заказать их в архиве.
О людях, вписанных в ордер, но не доживших до дня приватизации квартиры, тоже потребуется документальная информация: когда выписан, дата смерти, номер актовой записи. Если в семье не сохранилось свидетельство о смерти, его придется восстанавливать или получать справку в архиве ЗАГС.
Возможно, кто-то из членов семьи был выписан по решению суда. В таком случае необходимо предоставить надлежащим образом заверенную копию решения суда, вступившего в законную силу.
При изменении названия улицы или номера дома после получения ордера нужно обязательно запрашивать документ из БТИ о соответствии адреса.
… и рекомендации
Потеряли ордер
В случае утери ордера (выписки из распоряжения) сотрудниками ГУИС оформляется справка установленной формы. С ней необходимо отправиться в объединенный архив для получения еще одной справки, после чего окружная жилищная комиссия решает: давать разрешение на приватизацию или же отказать.
Отказываюсь!
Совершеннолетние члены семьи могут отказаться от участия в приватизации. В этом случае необходимо предоставить нотариально удостоверенный отказ (согласие) от участия в приватизации от этих граждан.
Кстати, они сохраняют право на проживание. Но в дальнейшем, если собственники захотят квартиру продать, то сделать это можно будет только в комплекте с «отказниками».
Не был, не участвовал…
Не могут участвовать в приватизации те, кто ранее уже приватизировал какое-то жилье на территории России. Бывают случаи, когда люди об этом «забывают». Когда же дело дойдет до регистрации, подобный «склероз» обязательно обнаружится. Именно поэтому требуется справка о неучастии в приватизации с других мест жительства для лиц, участвующих в приватизации квартиры. Если право на приватизацию кем-то из членов семьи уже использовано, надо представить ксерокопии документов, подтверждающих этот факт.
Предательски красные линии
Допустим, в квартире была сделана перепланировка, пусть даже предыдущими жильцами и много лет назад. При наличии красных линий в плане БТИ вы столкнетесь с определенными трудностями. При обнаружении в документах фактов несанкционированной перепланировки приватизация может быть приостановлена. И наниматель должен либо привести жилье в первоначальный вид, либо узаконить «перестройку». В лучшем случае ему надо будет написать заявление, что он обязуется либо восстановить все как было, либо оформить перепланировку. И тогда решение о приостановлении будет отменено.
Если у города нет прав
Бывают ситуации, когда человек, получивший бесплатную квартиру в новостройке, не может ее приватизировать в обычном порядке. Поскольку права собственности города не оформлены. Процедура может затянуться на год и более. В таком случае остается получить официальный отказ от приватизации и попытаться через суд зарегистрировать свои права на квартиру.
По мелочи
Если вы надумали приватизировать квартиру самостоятельно, в первую очередь внимательно изучите все документы, которые могут понадобиться. Сверьте каждую букву или цифру – особенно в справках, которые собираете самостоятельно или получаете по запросу. Проследите, чтобы в них не запряталась ошибка.
В случае если вы пересекали границу с Украиной, обратите внимание на такую деталь: нет ли в паспорте штампа, поставленного местными пограничниками. Такой паспорт считается недействительным, его придется менять. В нем не должно быть никаких отметок, кроме тех, что установлены законодательством.
К сожалению, как показывает практика, почти в каждом пакете документов, которые люди собирают и сдают самостоятельно, обнаруживаются ошибки. Даже курьезные. Например, нередко возникает путаница с буквами е и ё – в паспорте написано «Алeна», а в свидетельстве о браке – «Алёна». Из-за этих разночтений дело с приватизацией может затянуться на несколько месяцев.
Объект под арестом
О запретах. К примеру, это может быть запрет органов опеки на распоряжение жил-площадью, выдачу документов о ней или на регистрацию в квартире. Обычно это касается несовершеннолетних, которые по закону обязаны участвовать в приватизации.
Суд может арестовать квартиру, если нарушены права несовершеннолетних. К примеру, в квартире зарегистрирован ребенок, находящийся под опекой. Без ведома и разрешения органов опеки в ней зарегистрировали кого-то из посторонних. Во время судебного разбирательства на жилье был наложен арест, снять который никто заранее не позаботился. Все это всплывет уже на финальной стадии приватизации квартиры, в регистрационной палате. Кстати, несовершеннолетние отказаться от приватизации не могут. Кроме того, они имеют еще одну привилегию: достигнув совершеннолетия, сохраняют право на приватизацию, в отличие от взрослых, которые могут поучаствовать в приватизации лишь однажды.
Запрет на жилплощадь вправе наложить милиция, если, например, возникнут подозрения на мошеннические действия с целью завладения квадратными метрами. Наложить арест на квартиру может только суд. Поэтому желательно вспомнить, не судился ли когда-то кто-то из прописанных в квартире жильцов из-за приватизируемых метров.
Все за и несколько против
Прежде чем решаться на приватизацию, каждой семье нужно хорошенько подумать: а стоит ли? Может быть, нецелесообразно делать это пожилым одиноким людям, если у них нет родственников, которым могли бы жилплощадь завещать или подарить. Живя в квартире, принадлежащей городу, пожилые люди будут более защищены, они не станут объектом мошенников, желающих завладеть жилплощадью. Когда квартира большая, трудно будет и оплачивать коммунальные услуги. Собственникам содержание жилья обходится дороже. У них больше прав, но и обязанностей больше. Случись что – соседи зальют, или, не дай бог, пожар, нанимателям город поможет отремонтировать жилье или предоставит новое. Собственник же, в отличие от нанимателей, арендующих площадь по договору социального найма, в полной мере несет ответственность за риск порчи или гибели принадлежащего ему имущества, в том числе и по не зависящим от него причинам. Если это произойдет, восстанавливать убытки придется за свой счет. Стоимость квартиры не компенсируются.
Есть гарантия того, что в случае подобного несчастья люди не останутся на улице — оформление страхового полиса на квартиру.
Кстати, АГЕНТСТВО «СЕВЕРО-ВОСТОК» предлагает и такую услугу. В стоимость услуг по приватизации квартиры (по желанию клиента) в качестве бонуса входит еe страхование. Вместе со свидетельством о регистрации права на квартиру и договором передачи вручается страховой полис. При этом при подписании договора с агентством на приватизацию квартиры можно отказаться от получения страхового полиса, но стоимость услуг агентства при этом останется той же. В сложной экономической и финансовой ситуации это разумный и предусмотрительный шаг, направленный прежде всего на защиту интересов будущих собственников жилого помещения.
Главный и наиболее значимый плюс приватизации квартиры – она переходит в собственность граждан: они получают право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ею по своему усмотрению (могут продать, подарить, завещать, сдавать в аренду, вносить в качестве залога при получении кредита). Собственнику проще «прописать» на свою жилплощадь родственников, тогда как наниматель должен получить на это согласие наймодателя – Департамента жилищной политики и жилищного фонда. В этом ему могут и отказать, если уменьшается норма предоставления жилплощади на человека.
Где об этом сказано
1. Закон РФ от 4 июля 1991 г. за № 1541 – 1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
2. Положение о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству 18 ноября 1993 г. и Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г.
Мы работаем для вас
ОАО «АГЕНТСТВО «СЕВЕРО-ВОСТОК» – единственное агентство недвижимости города, сохранившее приватизацию квартир как один из основных видов своей деятельности с момента его создания, с 1991 года, когда эта функция была возложена на него органами исполнительной власти как на агентство по приватизации жилого фонда СВАО г. Москвы.
Приватизируя жильe 17 лет, агентство накопило огромный опыт в работе с документами, необходимыми для приватизации жилья. А это – гарантия от ошибок и просчетов в работе, пустой траты времени.
Понедельник–пятница с 10.00 до 20.00.
Суббота–воскресенье с 11.00 до 18.00 по предварительной записи. Записаться на приeм можно в любой рабочий день по телефонам: (495) 619-96-16, (495) 618-65-01, (495) 618-52-67.
Адрес: г. Москва, ул. Руставели, д. 12А, стр. 1. Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-Восточном административном округе.