Жильцы с претензиями
Отношения ДЕЗа и жильцов вряд ли можно назвать нежными. Ну а любое ЧП портит их окончательно. Однако прежде чем стукнуть кулаком по столу, нужно точно знать, имеете ли вы на это право.
Ключи в обмен на подпись
Застройщик отказывается отдавать ключи от купленной мною квартиры в новостройке, вынуждая подписать договор на обслуживание «частным ДЕЗом». Правомерны ли его действия?
– Если квартира уже находится в собственности, то навязывание застройщиком договора с конкретной управляющей компанией неправомерно: кому отдать бразды правления, решают сами жильцы.
Однако нужно помнить следующее. До тех пор пока покупатель квартиры не получил на руки свидетельство о собственности (а процесс его оформления порой может затягиваться до трех-пяти лет), застройщик имеет полное право не пускать будущего жильца в дом. Правда, и гражданин имеет право не оплачивать коммунальные услуги за данный период. Поэтому, если захотите ремонтировать квартиру до оформления правоустанавливающих документов, придется принять выдвинутые условия.
Горевать лучше хором
Наш подъезд находится в ужасном состоянии: облупившаяся краска на стенах, мусор под ногами, плохое освещение, ароматы от посиделок молодежи и бомжей. Управляющая компания всего этого словно не замечает. Куда обращаться с жалобами на подобные безобразия?
– Во-первых, нужно предъявить претензии в адрес исполнителя услуг – управляющей компании или ТСЖ. Вспомните Маяковского: «Голос единицы тоньше писка». Поэтому лучше действовать сообща с соседями. Претензий должно быть как можно больше – желательно от каждой квартиры, находящейся в вашем подъезде. Составляются претензии в произвольной форме (в двух экземплярах) с требованием устранить недостатки. Можно даже указать возможные пути решения вопроса.
Во-вторых, стоит написать коллективную жалобу в жилищную инспекцию.
В-третьих, – направить «челобитную» в адрес Роспотребнадзора с требованием проверки работы управляющей компании и наказания должностных лиц.
ДЕЗу все до вентиля
Ночью мы залили соседей снизу. Оказалось, что в ванной лопнул металлический шланг, который мы меняли 2,5 года назад. Срок его годности десять лет. Нам сказали, что столь ранний выход из строя возможен из-за перепада давления в трубах по ночам. Смеситель, а вместе с ним и шланг устанавливал слесарь из ДЕЗа, но так как это было более двух лет назад, боюсь, что никаких подтверждающих документов не сохранилось. Квартира находится в социальном найме. При оплате жилья мы уже три года выплачиваем страховку. Можно ли ею воспользоваться в данном случае?
– Ответственность ДЕЗа распространяется на трубы и иное оборудование до вентиля.
В данной ситуации ответственность должна распространяться на ДЕЗ, так как именно его работник устанавливал металлический шланг. Заявка на вызов сантехника должна храниться в ДЕЗе, поэтому доказать его причастность будет не очень сложно. Однако если после экспертизы окажется, что авария произошла из-за брака в шланге, а покупали его вы, вина ляжет на вас. В свою очередь вы можете предъявить претензии на некачественный товар продавцу. Однако это, скорее, из области теории.
И еще. По страховке вы вправе получить компенсацию ущерба, нанесенного вашей квартире, но не соседской, если вами не страховался риск причинения вреда третьим лицам.
ГУ ИС за мораль не в ответе
Районный суд удовлетворил мое исковое требование о взыскании с ГУ ИС (бывшего ЕИРЦ) излишне начисленных за три года жилищно-коммунальных платежей. Однако при этом отказал в компенсации морального вреда, сославшись на то, что отношения между сторонами не носят возмездного характера. Подскажите, в каких гражданско-правовых отношениях находятся собственник квартиры и ГУ ИС?
– ГУ ИС не является исполнителем услуг, он действует на основании нормативных актов правительства Москвы, осуществляя деятельность по сбору платежей. Положения Закона «О защите прав потребителей» о компенсации морального вреда здесь неприменимы.
Личные трудности жильца
Затеял ремонт ванной и санузла. Необходимо сделать дополнительную разводку горячей воды и заменить проржавевшую часть трубы в стояке. Должен ли это делать ДЕЗ?
– Работы по разводке системы горячего водоснабжения в квартире, если системы расположены после первого отключающего устройства от стояка, производятся за счет собственника квартиры. Именно он заключает договор-подряд (выполнения работ) со специализированной организацией. В договоре должны быть зафиксированы характер и вид планируемых работ, сроки их проведения, размер и порядок оплаты. Если будет нанята сторонняя организация, она должна согласовать работы по замене труб с ДЕЗом. Согласование с ДЕЗом необходимо и в том случае, если вы собираетесь делать дополнительную разводку внутри квартиры, не предусмотренную в техпаспорте.
Что касается проржавевшего стояка, то жилец обязан сообщить о выходе его из строя в ДЕЗ. Иначе в случае аварии именно хозяин будет отвечать за нее, так как вовремя не сообщил об аварийном состоянии.
Вы также можете требовать замены или починки стояка в рамках капитального ремонта дома, если тот не проводился более 25 лет.
Совместить несовместимое
Заказала по Интернету набор кухонный техники. При монтаже выяснилось, что конструкции модели между собой не стыкуются: варочная поверхность зависимая, а духовой шкаф – независимый. На сайте этой информации не было. А вот в чеке, как оказалось, была. Однако я на нее не обратила внимания, так как оператор во время разговора по телефону заверил меня, что отдельные элементы совместимы. Заменить духовку магазин отказался – монтаж проводился по истечении срока (семь дней), отпущенного на обмен. Ссылаясь на некомпетентность оператора, я потребовала поднять запись разговора с ним, но мне и в этом отказали.
– В данном случае важно, какие документы вы подписывали при получении бытовой техники. Если в них указано, что элементы набора несовместимы, следовательно, вам была предоставлена достоверная информация о товаре. Если же в письменном виде такая информация отсутствует, у вас есть право отказаться от товара на основании ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Что же касается записи разговора с оператором, то заставить фирму поднять ее крайне трудно. А если даже и удастся это сделать, особого толку не будет: учитывая уровень развития цифровых технологий, легко предположить, что она окажется отредактирована в пользу продавца.
Можно вернуть деньги, но не проценты по кредиту
Купила в кредит диван. Через месяц он стал скрипеть. Бракованный механизм заменили, но вскоре та же история повторилась. В ответ на мою претензию о возврате товара продавец письменно ответил отказом, уверяя, что механизм замечательный, так как имеет массу свидетельств и сертификатов. Цена дивана 69 тысяч, из них семь тысяч – проценты по кредиту (кредит погашен). Какую сумму я могу потребовать вернуть через суд?
– Если в изделии обнаружен недостаток, вы вправе потребовать возвратить стоимость товара и проценты по кредиту. Так гласит Закон РФ «О защите прав потребителей». Однако на практике суд не всегда обязывает ответчика вернуть проценты.
Кроме того, вы можете требовать выплаты неустойки в размере одного процента от цены товара в день.
Неудавшийся заплыв
Приобрела абонемент в фитнес-клуб, который должен был открыться через месяц. Прошло полгода, но менеджеры убеждают подождать еще месяц-другой до открытия, обещая компенсировать неудобства предоставлением бесплатных занятий. Соглашение о покупке клубной карты (это все, что у меня есть на руках) не содержит обязательств об открытии в определенные сроки. Могу ли я в досудебном порядке требовать с клуба не только возврата денег, но также возмещения морального ущерба и упущенной выгоды?
– Можно потребовать возврата денег за неоказание услуги и возмещения убытков, если таковые имели место. Говорить же в данной ситуации об упущенной выгоде вряд ли корректно. Упущенная выгода – это доход, который вы получили бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ваше право не нарушили. А вот компенсации морального вреда, обратившись в суд, вы вправе потребовать.
Требуйте от фитнес-клуба расторжения соглашения в связи с нарушением разумных сроков начала оказания услуги – при такой задержке это вполне возможно. Заявление рассматривается в течение десяти дней, и в этот же срок вам должны вернуть деньги.
Огнетушитель не сработал
В супермаркете приобрел огнетушитель. Однако когда пришлось им воспользоваться (во время готовки на газовой плите загорелось масло), он не сработал! Тушили пламя подручными средствами. В результате – кухня в копоти, и требуется ремонт. Хочу подать претензию магазину на некачественный товар.
– Напишите письменное заявление, в котором укажите время покупки, наименование товара, его стоимость и изложите свои требования. Согласно ст. 18 закона «О защите прав потребителя», срок замены товара семь дней, а возврата средств за него – десять. За нарушение данных сроков предусмотрена ответственность в виде неустойки в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки выполнения требования потребителя.
Вы можете предъявить требование о возмещении убытков в связи с продажей вам некачественного товара. Но сумма убытков должна быть подтверждена документально. Если магазин проигнорирует ваши требования, обращайтесь в суд.