Слишком много «как» и «почему»
Собираясь в разного рода официальные учреждения, мы чаще всего предвидим неизбежные очереди, бумажную волокиту, равнодушие и отговорки чиновников. И как же приятно бывает ошибиться в этих ожиданиях!
Поднимаюсь на крыльцо окружного сервисного центра по оказанию помощи ТСЖ, что находится в Восточном округе на 2-й улице Бухвостова, 7. Звоню. Дверь распахивается, и приветливая женщина с улыбкой встречает меня: «Здравствуйте, проходите!» Едва успеваю снять куртку, как мне предлагают чай или кофе.
– Вы всех так принимаете?
– Конечно! Люди к нам часто приходят уставшие, раздражен-ные. Многие заранее готовятся
к тому, что мы с порога начнем агитировать за ТСЖ, а мы им предлагаем отдохнуть и выпить чайку.
И разговор течет уже совсем по-другому!
Этот сервисный центр стал первым городским центром по поддержке ТСЖ в Восточном округе. Идея родилась два года назад в управе района Преображенский, когда ее глава решил создать информационно-методический кабинет в помощь тем, кто хочет организовать товарищество. Вскоре народ потянулся и из соседних районов, так что сейчас в сервисный центр, официально являющийся окружным, иной раз обращаются даже жители других округов.
Директор Наталия Родионова рассказала:
– Поначалу жители негативно воспринимали идею ТСЖ, но со временем заинтересовались. Прошлый год в Восточном округе стал ударным – на нашей территории появилось аж 500 новых товариществ! И конечно, большинство из них нуждается в поддержке, помощи. Думаю, что сейчас стали наиболее актуальными вопросы, связанные не с созданием ТСЖ, а с обеспечением его жизнедеятельности.
Всего в центре работает 40 человек, по двое на каждый из 16 районов округа, и еще несколько специалистов. В их обязанности входят не только консультации, но и выезды на собрания. Работа с людьми всегда бывает напряженной и достаточно нервной. Представьте: пришел сотрудник в некий дом, чтобы провести собрание жильцов для обсуждения той или иной темы. Обычно это происходит вечером возле подъезда дома. Люди только вернулись с работы, не успели отдохнуть, а их зовут на какое-то собрание… А еще они недавно где-то прочитали, что ТСЖ – это плохо. И «знающий» коллега напугал, что тарифы вырастут.
С каким настроем они придут, каким тоном начнут задавать вопросы? Так что нужно быть не только юристом или экономистом, но и хорошим психологом. А это дано не всем. Поэтому перед тем как приступить к своим обязанностям, новые сотрудники проходят специальные тесты «на годность». Затем, если экзамен сдан успешно, им предстоит небольшой курс обучения. Но, конечно, основные знания на тему, как правильно общаться с людьми, приходят с опытом.
Пока работа центра строится в основном на консультациях. Жители приходят, звонят по телефону. Те, у кого в доме ТСЖ еще нет, интересуются, что нужно для его организации. Пожилые волнуются, не придется ли больше платить за квартиру, не купит ли их дом частное лицо. Сомневающихся успокаивают: главный принцип города в создании ТСЖ – коммунальные платежи не должны меняться относительно тех платежей, что установлены для обычных муниципальных домов, где товариществ нет.
Все проблемы, с которыми жители обращаются в центр, приходится решать индивидуально. Сколько домов – столько ситуаций! Необходимо уметь сглаживать острые углы, помогать людям разобраться в системе жилищно-коммунального хозяйства, убеждать бережно относиться к своей собственности – дому. А бывает так, что председатель правления ТСЖ переоценивает свои силы, полагая, что со всем справится самолично. За помощью не обращается, смело подписывает договоры с ресурсоснабжающими организациями, нанимает штат обслуживающего персонала… Но вскоре сталкивается с «неразрешимыми» проблемами, и выясняется, что он не знает многих тонкостей жилищного законодательства.
Если во главе ТСЖ оказывается самонадеянный и слабо разбирающийся в юридических вопросах председатель, это приводит к плачевным результатам (вплоть до увеличения коммунальных платежей). Поэтому сотрудники центра призывают: приходите к нам, даже если уверены, что и так все знаете! Вам дадут максимум информации, необходимой для подписания различных договоров, помогут составить письма в управы, ДЕЗы, ГУ ИСы, организовать встречи с их представителями.