Падают ли цены на недвижимость
Прогнозы СМИ по поводу падения цен на московском рынке в последнее время стали более сдержанными. Своими впечатлениями о том, что же сейчас происходит, делится Даниил Раздольский, руководитель отделения «Арбатское» корпорации «Инком-недвижимость».
– Период гипертрофированной нерешительности прошел. Рынок (особенно вторичный) тронулся. Звонков стало больше и сделок тоже. Многие покупатели осознали, что дно у цен близко, поэтому пора вкладывать свои сбережения в недвижимость. Кроме того, многие видят, что рост доллара какой-то неестественный. Возможно, надувается новый пузырь. Долларовый. И никто не может сказать, что реально произойдет с валютой в ближайшей перспективе.
– К этому, наверное, можно добавить, что 10–15 процентов от цены предложения можно отторговать уже сегодня.
– Такое снижение вполне реально. Жилищный рынок сегодня стал похож на восточный базар. Если есть «живые» деньги, то вы приходите и начинаете торговаться.
– Цены предложений, которые мы видим в рекламе, конечно же, завышены.
– На цены в рекламе вообще смотреть не нужно. Они задраны процентов на 20. Ну, хотят люди столько, что ты с ними сделаешь?!
Когда же приходит человек, которому реально нужна реальная квартира, продавец обязательно уступит при торге. В принципе на торг он уже настроен. А если не удается договориться (всякое бывает), то чаще всего продавец потом сам жалеет о том, что упустил реального покупателя.
– Тем более что продавцов становится все больше…
– Это так. Выбор у покупателей сегодня есть, но большинство из них все же быстро покупают пока лишь дешевые квартиры. К примеру, если в том или ином районе на продажу выставлено 20 однокомнатных квартир, быстро купят те, на которые ниже цена. Многие просто устали держать деньги и стараются вложить их в недвижимость.
– «В кирпичах» надежнее?
– Безусловно. Кроме того, люди сегодня в панике еще и от того, что не понимают, в какой валюте лучше держать сбережения, чтобы они не обесценились. Все это довольно напряженно и сложно.
Если квартира нравится, надо покупать. В рекламе цена опустится не скоро. Поэтому надо идти, смотреть, торговаться.
– Даниил Исаевич, сейчас стали практиковаться обмены. Многие делают ставку именно на них. На ваш взгляд, это оправданно?
– Обмены совершались всегда. Нередко с доплатой. Но, к сожалению, выбор чистых обменов мал. Чаще все равно происходит купля-продажа. И я бы советовал продажу и покупку совершать в один день, и чтобы сроки регистрации были одни. Так безопаснее.
– То есть рынок не пойдет по пути обменов?
– Конечно, нет. Это ведь феодализм какой-то! Понятно, что при натуральном хозяйстве можно быстрее преодолеть кризис, но возврата в прошлое, как бы того кто-то ни хотел, не будет.
– Часто можно слышать мнения аналитиков о том, что на старое жилье цена упадут намного больше.
– Старое, новое… Это не так важно. Вам же нужно жить, и вы покупаете квадратные метры для жизни. Какой бы они не были категории, вы же все равно возьмете. К слову сказать, в ряде стран есть квартиры гораздо хуже наших хрущоб, но их же тоже берут.
Думаю, дело не в том, какая по качеству квартира, а просто цена денег сейчас упала. Если раньше 100 долларов это были деньги, сегодня на них можно взять максимум три-четыре билета в театр. Поэтому большого падения цен не будет. Не может квартира стоить 20 батонов колбасы.
Смотрите. При советской власти кооперативная квартира в среднем стоила 15 тысяч рублей, а средняя зарплата была 150 рублей. Чтобы купить квартиру, требовалось 100 зарплат.
Сейчас средняя квартира в Москве стоит $150 000, а средняя зарплата $1500. Те же 100 зарплат. Практически ничего не изменилось. Поэтому если кто-то ждет, что стоимость квартиры в столице опустится до $15000–20000, то большой радости от этого не будет. Тогда и наша зарплата тоже опустится до $100–150. Такая вот арифметика.