Гагаринский район: земные дела
От встречи префекта Юго-Западного округа Алексея Челышева с «академиками» – жителями Гагаринского района – ждали бурь: уж слишком много спорных вопросов накопилось. Но прошла она на редкость спокойно. И ни один вопрос не остался без ответа.
Где живут профессора
Гагаринский район это вам не Черемушки в их старом (до начала эпохи реконструкции и переселения) воплощении – с уютной теснотой зеленых дворов, где деревья были выше дома. В Гагаринском все масштабно. Расти он начал в середине прошлого века вдоль Ленинского проспекта – от площади Гагарина до улицы Кравченко. Согласно Ген-плану Москвы 1935 года, вся территория была решена как единый массив: три главных луча – проспекты Вернадского, Ленинский и Профсоюзная улица пересекаются хордовыми магистралями – Университетский и Ломоносовский проспекты, улица Дмитрия Ульянова и другие. Все фундаментально, не стыдно гостям, едущим из аэропорта «Внуково», показать. Народ здесь тоже живет не простой – научные работники, профессора, академики. Вот в громадном 14-м доме по Ломоносовскому проспекту, например, вся профессура МГУ поселилась.
Тем не менее, как показала очередная встреча префекта с населением, проблемы в Гагаринском весьма земные – такие же, как в районах видом попроще: состояние жилищного фонда, стройки, гаражи, дороги, магазины, дворы, спортивные объекты.
Быстрее не удастся
Хоть дома здесь большей частью и основательные, кирпичные, но 90% жилых зданий – постройки 1950–1960-х годов. Разумеется, все коммуникации изношены, старая проводка, рассохшиеся окна. Так что о капитальном ремонте в зале ДК Российского университета нефти и газа имени Губкина, где проходила встреча, говорилось немало.
– Дом обещали поставить на капремонт в 2010 году, сдержат ли обещание? Когда начнется обследование здания? Обратите внимание на ужасающее состояние стволов мусоропровода! – волнуется одна из жительниц.
– Наша инициативная группа занимается организацией ТСЖ, но, создав товарищество «ответственных собственников», мы хотели бы получить и отремонтированное жилье, – говорит представительница 45-го дома по Ленинскому проспекту. – А капремонт у нас запланирован только на 2013 год. Нельзя ли побыстрее?
– Что будет с нашими хрущевками? Делать ремонт или не делать?
На эти и подобные вопросы отвечали глава управы района Андрей Твердохлебов, первый заместитель префекта по строительству и реконструкции Любовь Финаева и сам префект Алексей Челышев.
– Поскольку в прошлом году на 54 зданиях округа ремонт был сделан не комплексный, а выборочный (без замены окон и утепления фасадов), придется к ним возвращаться, – сказал префект. – А в плане на комплексный капитальный ремонт еще 59 жилых домов. Так как это в совокупности требует чрезвычайно больших затрат, количество ремонтируемых зданий в этом году сокращается, и некоторые переносятся на более поздний срок. Поэтому, к сожалению, выполнить многочисленные просьбы ускорить ремонт мы не сможем. Полный список ремонтируемых в этом году строений будет опубликован в самое ближайшее время. А что касается планов на 2010 год, то они определятся во втором полугодии.
По хрущевкам предварительная информация такая – планируется снос двух пятиэтажек на улице Вавилова, 52, корпуса 1 и 2.
Автовладельцы не виноваты
Из того, что застройка района старая, логически вытекают последующие проблемы. Конечно, в середине прошлого века никто не предполагал, что так резко вырастет количество личного транспорта и, как следствие, возникнет столь злободневная проблема гаражей и парковок, узких проездов и переполненных дорог.
На 1 января 2009 года в Гагаринском на 26 тысяч квартир приходилось более 27 тысяч легковых автомобилей, в то время как общее число мест хранения транспорта (с учетом дворовых парковочных карманов) составило 2270. И только тысяча машин хранится в капитальных гаражах. Так что вполне естественно беспокойство жителей Ленинского проспекта, на встрече они не молчали.
– После постройки офисных зданий на улице Вавилова парковаться стало совсем негде – идут постоянные скандалы между автовладельцами, которые ни в чем не виноваты. А виноваты те, кто, проектируя новые здания, не предусмотрел всех последствий. На въезде с улицы Зелинского на Вавилова еле проходит легковушка – двум уже не разминуться, а что уж говорить о пожарных машинах. Рядом планируется еще строительство многоэтажного офисного центра. И что тогда будет?
Соседке из дома 45 вторит жительница Ленинского проспекта, 43-10:
– Наш двор превращен в парковку для окружающих офисов, жителям негде поставить автомобиль. А сегодня приезжали одновременно мусоровоз, скорая и еще четыре машины – не разъехаться, в результате мусор так и не вывезли.
Стоит ли протестовать?
Волнуются и жители аж восьми домов по Ленинскому, Университетскому проспектам и улице Строителей, по просьбе чиновников добровольно демонтировавшие свои гаражные тенты. Им обещали в обмен на это дать возможность арендовать участок для парковки. Муниципальное собрание к просьбе отнеслось положительно, а вот в префектуре дело застопорилось: в соответствии с законом от 19.12.2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» предоставление земельных участков осуществляется на конкурсной основе. Так что для продолжения эпопеи аренды земли под стоянку жителям придется ждать выхода законодательных актов, определяющих порядок предоставления земельных участков на конкурсной основе, а пока высматривать, не освободится ли где неподалеку местечко для парковки железного друга.
Есть ли надежда на улучшение положения с гаражами? Да, подобраны три адреса для размещения объектов модульного типа (Ленинский проспект, вл. 44 и 60 и Университетский проспект, вл. 9А), рассматриваются материалы по устройству подземных паркингов по восьми адресам. Но в целом префект жителей не успокоил. Он напомнил, что именно благодаря их протестам не состоялось строительство гаражей на Ломоносовском проспекте, 7 и 18 и на Ленинском проспекте, 57. Глава округа также предупредил, что в скором времени ситуация может еще сильнее обостриться: ведь около 11 тысяч машин жителей ЮЗАО стоят в гаражах по ту сторону проспекта Вернадского, на территории Западного округа. Постройки эти были возведены самовольно и подлежат сносу. Поэтому весь этот транспорт владельцам придется забирать обратно – на территорию Гагаринского и Ломоносовского районов.
Алексей Челышев настоятельно рекомендовал не протестовать против строительства гаражей, а наоборот, поддерживать этот процесс. И в частности, вернуться к обсуждению оборудования парковок под школьными стадионами, такие проекты уже вполне успешно реализованы в соседних округах.
Доживем до поликлиники
Население района не молодо. Большая его часть – люди предпенсионного и пенсионного возраста. Так что о медобслуживании на встрече вспоминали почти все выступавшие. Взрослых поликлиник всего две – 110-я и 25-я, и те размещены не в отдельных зданиях, а на первых этажах жилых домов. С нагрузкой они явно не справляются. Ну, тут, слава богу, вопрос решенный. Как заявил глава управы района Гагаринский Андрей Твердохлебов, строительство диагностического центра с поликлиническим отделением намечено на территории больницы № 64.
Тревожит также пожилое население отсутствие продуктовых магазинов шаговой доступности и недорогих продовольственных ярмарок. Правда, по поводу ярмарок мнения разошлись. Пенсионерка Елена Сергеевна посетовала на то, что в палатках возле бывшего Черемушкинского рынка все слишком дорого и предложила изыскать место в районе для более демократичной торговли: «Вот, например, площадка у Музыкального театра имени Сац, там все равно никто не гуляет». Ей возразила Нина Васильевна, рассказавшая, с каким трудом удалось уговорить фермерские хозяйства торговать по выходным в этих палатках, а потом убедить чиновников предоставить для торговли еще третий день – пятницу. Но все дружно скорбели по «умирающему» магазину «Самохвал» и горевали, что до «Ашана» могут добраться только автовладельцы, а безлошадным пенсионерам покупки не дотащить. «Вот мы перед вами пока еще не стройные, но скоро усохнем – помогайте!» – обратилась к властям одна из женщин. За что и заслужила аплодисменты зала.
Ну что тут сказать? Управа района надеется, что реконструкция Черемушкинского рынка и кварталов 28–30, с размещением там продовольственных магазинов, позволит несколько снизить остроту проблемы.
Зато с пандусами
А теперь о хорошем. Ведь звучали на встрече и неоднократные «спасибо». Большей частью они касались благоустройства дворов, кронирования тополей, так досаждавших жильцам, обустройства и ремонта детских, спортивных площадок. И да не оскудеет рука дающего – дружно просили на спортплощадках сделать пластиковое покрытие, на которое в прошлом году не хватило средств. Что глава управы и обещал.
Конечно, по словам префекта Алексея Челышева, Москва не осталась в стороне от кризиса, и правительство города вынуждено было сократить расходные статьи бюджета на 10%. Поэтому реализация некоторых инвестиционных программ может затянуться или перенестись на более поздние сроки. Но социальные гарантии и выплаты москвичам будут сохранены в полном объеме.
В Год равных возможностей будут продолжены и работы по приспособлению городской среды к нуждам инвалидов. Кстати сказать, по части сооружения пандусов на входе в жилые дома, магазины и учреждения, специальных лифтов для подъема колясочников и обустройству съездов с тротуаров Гагаринский идет впереди других районов Юго-Запада.
На вопросы жителей отвечали также заместители префекта Инна Абашина, Александр Картышов, Андрей Коцоев, Надежда Морозова, Сергей Ходасевич.