11:31:35
21 ноября 2024 г.

Об общем счетчике, отказе поставить в очередь и неудавшейся ренте

Жилищное правоМне отказали в постановке на очередь. Хочу обжаловать отказ в суде, а там меня «футболят»: один судья велел писать исковое заявление, а другой требует просто заявление. Не могу понять, в чем разница. Вообще, в каком порядке могут быть оспорены решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?
Светлана Ищенко

Ч. 3 ст. 54 ЖК РФ предусматривает, что решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжаловано в судебном порядке. В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

Исходя из положений ст. 254 ГПК РФ, гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Ст. 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений. В том числе на дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Эта статья предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.

На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли. Следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления. То есть писать нужно все-таки заявление, в котором вместо «истец» будет фигурировать «заявитель», а вместо «ответчики» – «заинтересованные лица».

Положено платить

В связи с установкой коллективного (общедомового) прибора учета у меня нежданно-негаданно возникла обязанность оплачивать электроэнергию, израсходованную в местах общего пользования многоквартирного дома. Правление ТСЖ при этом ссылается на п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому собственники несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний общедомового прибора учета. Но ведь этот пункт нарушает мои права потребителя, ставя в неравные условия с собственниками помещений в многоквартирных домах, не имеющих общедомового прибора учета. Кто прав?
Лариса Кулагина

В данном случае правда на стороне правления ТСЖ.

В соответствии с ч. 3 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а тот обязуется оплачивать принятую энергию. Кроме того, обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме. Собственник жилого помещения несет бремя его содержания и, если оно является квартирой, еще и общего имущества (если иное не предусмотрено законом или договором). Об этом сказано в ч. 3 ст. 30 ЖК РФ.

Таким образом, обязанность по оплате электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома, лежит на собственнике в силу закона.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Так, первое предложение п. 22 Правил определяет, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Правилами также предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления.

Установление данного порядка расчета за электроэнергию не противоречит нормам Гражданского кодекса РФ, который гласит, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Квартира достанется племяннику

14 июня 2007 года между Ш. (собственником квартиры) и Т. был заключен договор пожизненного содержания с иждивением. Согласно договору Ш. (получатель ренты) передала в собственность Т. (плательщику ренты) квартиру, а Т. обязалась в обмен на квартиру полностью содержать Ш., обеспечивая ее питанием, одеждой и так далее.

28 июня 2007 года Ш. умерла. Договор пожизненного содержания с иждивением не был зарегистрирован в установленном законом порядке. И Д. (племянник Ш.) обратился в суд с иском к Т. об истребовании квартиры из чужого незаконного владения. При этом он ссылается на то, что является наследником умершей Ш., а поскольку договор не был зарегистрирован, то в силу закона он является ничтожным, в связи с чем права на эту квартиру ответчица не имеет.

Т., не согласившись с иском, предъявила встречные требования о признании действительным договора пожизненного содержания с иждивением и признании права собственности на квартиру. При этом Т. указывает, что договор от 14 июня 2007 года заключен в нотариальном порядке, а переход права собственности на основании этого договора не был зарегистрирован по уважительной причине – вследствие смерти Ш.

Вопросы: с какого момента возникают права и обязанности сторон по договору пожизненного содержания с иждивением? Кто в данной ситуации выиграет в суде?
Ольга Звонова

В соответствии со ст. 584 ГК РФ договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, еще и государственной регистрации. Моментом заключения договора, подлежащего госрегистрации, является момент его регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

Пожизненная рента может быть установлена на период жизни гражданина, передающего имущество под выплату ренты (п. 1 ст. 596 ГК РФ). Договор, устанавливающий ренту в пользу гражданина, умершего к моменту заключения договора, ничтожен (п. 3 ст. 596 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 601 ГК РФ к договору пожизненного содержания с иждивением применяются правила о пожизненной ренте, если иное не установлено правилами этого параграфа.

Таким образом, из анализа правовых норм можно сделать следующий вывод. В случае когда предусмотренное законом обязательное требование о госрегистрации договора не соблюдено, договор не имеет юридической силы и не может иметь никаких юридических последствий. Следовательно, его нельзя считать заключенным с момента нотариального удостоверения (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

Таким образом, прав собственности на квартиру, о которой возник спор, на основании указанного договора у Т. не возникло.

Правила стали строже

В связи с кризисом беспокоюсь за судьбу своих денежных средств. Я военнослужащий, стою на очереди, коплю деньги, заключил договор доверительного управления с одной из компаний согласно Федеральному закону «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». Можете ли хоть чем-то обнадежить?
Анатолий

8.12.2008 правительство РФ приняло постановление № 929 «Об утверждении Правил проведения конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих…». Этим документом установлен новый порядок конкурсного отбора управляющих компаний, занимающихся доверительным управлением накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих.

Ужесточены требования к участникам конкурса. В частности, размер находящихся в управлении компании резервов и активов инвестиционных фондов, средств пенсионных накоплений увеличен с 200 до 600 млн рублей. Требуемый размер собственных средств управляющей компании повышен с 50 до 80 млн рублей.

Пересмотрен порядок оценки управляющей компании при определении победителя конкурса. Теперь учитываются критерии, характеризующие цену услуг по договору и квалификацию участника конкурса.

Ответы подготовили юристы М. Бордукова, М. Болдинова, А. Дубасова, М. Зеленев, Н. Ларин, А. Маркова, И. Павловская, И. Порубиновская

Александр Молохов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация