23:30:44
11 апреля 2021 г.

Права местного значения

Жилищное правоЗакон РФ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (№ 210–ФЗ от 30.12.04), был принят Госдумой в прошлом году – в знаменитом жилищном пакете. По идее разработчиков, он должен не только навести порядок в этой болезненной сфере, но и стимулировать увеличение предложения жилья. Каким образом? В результате взвешенной тарифной политики у ЖКХ появились бы средства не только для латания повседневных дыр, но и для развития коммунальной инфраструктуры. Ведь одна из причин, тормозящих рост жилищного строительства, – недостаточность предложения оснащенных земельных участков.
Впрочем, во время работы над законом с ним произошли метаморфозы. Сможет ли он теперь выполнить свою задачу?
На этот вопрос мы попросили ответить ведущего юрисконсульта фонда «Институт экономики города» Дмитрия Хомченко.
На газ и на свет – товарищей нет

Разработчики закона исходили из того, что муниципальные образования должны отвечать за обеспечение водо-, электро-, тепло- и газоснабжения на своей территории, а также за утилизацию мусора, что, собственно говоря, им было предписано законом о местном самоуправлении. Закон должен был рассказать, как это делать. Он определил бы полномочия муниципалитетов в их работе с тарифами предприятий ЖКХ и обязал бы последних подчиняться предусмотренному законом порядку регулирования тарифов и надбавок.
Но в процессе согласования из закона выпали сферы газо-, тепло- и электроснабжения. Два крупнейших монополиста – ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС» выступили за то, чтобы тарифы на газ, тепловую энергию и электричество регулировались на уровне регионов. По их настоянию в этих сферах сохраняется существующий сегодня порядок вещей, за исключением появившейся возможности устанавливать на уровне муниципальных образований надбавки к тарифам на тепловую и электрическую энергию и формировать тарифы на подключение новых объектов для организаций, обслуживающих эти инфраструктурные системы.
К чему это приведет, например, в области газоснабжения, догадаться нетрудно. Жители какого-нибудь маленького поселка вряд ли дождутся, чтобы в домах бесплатно поменяли газовые плиты, срок эксплуатации которых давно истек. Оборудование как не менялось годами, так и не будет меняться – ведь эта проблема должна решаться за счет областных бюджетов, которые вряд ли найдут на это деньги. Так что в прежнем объеме сохранятся и очереди на бесплатную замену газовых плит, хотя сегодня люди (у кого есть на это деньги), предпочитают покупать и менять их самостоятельно. В распоряжение же муниципалитетов попали только две отрасли: водоснабжение и утилизация бытовых отходов. Производство и необходимость
Закон установил два вида тарифов. Первый – операционные, за их счет предприятия решают текущие проблемы и предоставляют ресурсы потребителям. Второй – тарифы и надбавки для развития существующих систем, их модернизации, реструктуризации и т.д.
Почему сегодня недвижимость стоит так дорого? Одна из главных причин – все расходы по оснащению земельного участка под строительство системами коммунальной инфраструктуры полностью возложены на застройщика. Распространенный случай: какая-нибудь строительная компания обращается к городу с просьбой предоставить землю под новостройку. Одним из обременений для нее может стать, к примеру, установка трансформатора, причем такой мощности, что он обеспечит электричеством не только возводимый дом, но и весь близлежащий микрорайон. Цена трансформатора будет неизбежно заложена застройщиком в стоимость квартир.
Муниципалитеты должны быть заинтересованы в том, чтобы предлагать под застройку уже готовые земельные участки и в том числе отвечать за подведение к ним соответствующей инфраструктуры, – эта идея нашла отражение в новом законодательстве. До сих пор в подавляющем большинстве местные власти, несмотря на свои законные обязанности, не хотят ни развивать, ни заботиться о своей собственности, которая лежит у них под землей – то есть о системах коммунальной инфраструктуры. Эта почетная обязанность выполняется сегодня водоканалами или теплосетями. Закон о тарифном регулировании должен стимулировать муниципалитеты к управлению этим имуществом.
Баланс запросов и потребностей
Утверждая операционный тариф, муниципалитет должен изучить производственную программу, которую в качестве обоснования своего тарифного предложения представляет ему предприятие. И если муниципалитет придет к выводу, что тарифы, рассчитанные в соответствии с производственной программой, не могут быть оплачены потребителями, то она должна быть пересмотрена. Так устанавливается баланс между потребностями предприятия и средствами, которые оно запрашивает и получает. Правда, для этого в муниципалитетах потребуется организовать специальные комиссии, которые должны заниматься соответствующим анализом. На наш взгляд, можно просто объединить в один отдел специалистов, которые уже сегодня занимаются этими проблемами.
Что касается второго вида тарифов – на развитие инфраструктуры, то муниципалитет может финансировать их тремя способами: из бюджета, или устанавливая надбавки к тарифам для потребителей, или же устанавливая тарифы для заинтересованных лиц за подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры. Таким образом, используя эти источники, муниципалитет обязан обеспечить потребности в развитии инфраструктуры, а также в обеспечении застройщиков земельными участками, оснащенными коммунальными сетями.
Разумеется, различные районы города будут финансироваться по-разному: к примеру, в центре инфраструктура обычно хорошо развита, и подключиться к ней легко, а вот на окраине придется прокладывать новые трубы. Исходя из этих различий, предприятия коммунального комплекса будут разрабатывать свои инвестиционные программы. А утверждать их должны депутаты муниципальных образований.
Контроль исполнения
Новый закон вводит и систему обязательного мониторинга инвестиционных и производственных программ предприятий: они должны будут проверяться на соответствие установленным тарифам. Если выяснится, что тарифные деньги испарились в никуда, хотя предприятие планировало их использовать совершенно определенным образом, то отвечать за это соответствующие должностные лица будут по Кодексу об административных правонарушениях.
Отметим еще одну важную особенность закона. Он регулирует тарифы предприятий, но тарифы для потребителей на электрическую и тепловую энергию, а также плата за коммунальные услуги для граждан (нанимателей и собственников жилых помещений) – остаются вне его компетенции. Жилищно-коммунальные услуги предоставляют потребителям управляющие компании, которые закупают их у производителей. А уж как они будут обеспечивать, к примеру, нормативное количество градусов тепла в каждой квартире и одновременно свою доходность – зависит только от них. Ведь можно экономить тепло, починив трубы и законопатив окна, а можно по привычке загонять в дырявое здание как можно больше теплоносителя. От того, какой вариант выберет для себя управляющая организация, зависит ее жизнеспособность.
Закон о тарифном регулировании вступит в силу с 1 января 2006 года, а норма об инвестиционных надбавках к тарифам на электро- и теплоснабжение – два года спустя. До этого момента, мы надеемся, будет создана не только эффективная методика его реализации, но и изменится менталитет его исполнителей.

Записала Наталья Самарина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация