23:30:44
11 апреля 2021 г.

Входной билет на рынок

ЖКХФедеральный закон № 315-Ф3 от 1.12. 2007 «О саморегулируемых организациях» рождался тяжело и долго. Лет пять, если не больше. Почему так долго тянули, чего опасались законодатели? Попробуем разобраться…

Наше все

Что такое саморегулирование, для большинства остается загадкой. Хотя многие так или иначе что-то где-то о нем слышали. Но никто толком не знает, что это за зверь и чего от него ждать.

Задумка вроде хорошая. Организации, предприниматели объединяются по профессиональному признаку. Сами устанавливают стандарты обслуживания, правила игры на рынке. Это по логике дает возможность уйти от чиновничьего регулирования.

Главным «продвиженцем» идеи саморегулирования в жилищной сфере выступает депутат Госдумы РФ Галина Хованская. Она же президент Ассоциации «Жилищная стратегия», объединяющей управляющие организации и предприятия, которые оказывают жилищные услуги. И вопрос сейчас в том, обязательным или нет должно быть членство в саморегулируемой организации (СРО) для управляющих компаний. Ведь с отменой лицензий оно станет своего рода знаком качества, на который будут ориентироваться люди при выборе управляющего, и способом защититься от мошенников. «Это – наше все», заявила Галина Хованская на Всероссийской конференции «Введение института саморегулирования в жилищной сфере: проблемы и перспективы», прошедшей не так давно в Москве.

Мне же на той конференции вспомнилась история одного сантехника-частника. Парень толковый, притом что за плечами обычное ПТУ. Его ценят клиенты, потому что по звонку он готов приехать в любое время дня и ночи. И цены не ломит, и качество гарантирует. Словом, это идеальный вариант малого бизнеса, которого сейчас так не хватает в ЖКХ. Так вот, мастер этот быстро вырос из узких рамок семейного сантехника, организовал ООО и стал заглядываться на серьезные подряды. Но оказалось, что в тендерах он участвовать не может. До недавнего времени существовала некая ассоциация, объединявшая несколько лицензируемых видов деятельности. Платишь ей единовременно вступительный взнос – весьма значительные деньги – да плюс каждый месяц отдаешь кругленькую сумму. Взамен получаешь всю разрешительную документацию и право участвовать в любых конкурсах. Узнав об этом, «малый бизнесмен» взвыл: откуда у него деньги на эти взносы! Так что пропуск на серьезный рынок оказался ему не по карману. Вот и продолжает менять батареи и смесители в квартирах.

Сомнения гложут

Не похоронят ли подобные саморегулируемые ассоциации малый бизнес, не начнут ли устанавливать правила игры «под себя»? Подобные сомнения терзают не только жилищную общественность, но и бизнесменов, для которых, собственно, закон и написан. К примеру, напуганы строители. Понимают, что после отмены лицензирования по-старому им жить не дадут. Они присматриваются к нормам закона о саморегулируемых организациях, примеряют его на себя и опасений не скрывают: тяжеловаты его условия для малого бизнеса.

Могут возникнуть парадоксальные ситуации и в ЖКХ. А ну как в каждом регионе появятся свои стандарты по оказанию тех или иных услуг? Еще хуже, если свои правила игры в одном мегаполисе установят несколько СРО.

Впрочем, на эти организации возлагаются определенные надежды. К примеру, председатель комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию Вячеслав Глазычев видит в них независимую экспертную силу. Нельзя недооценивать последствия кризиса в жилищно-коммунальном хозяйстве. Из-за массовых неплатежей населения существует шанс серьезного краха и без того хрупкого ЖКХ в ряде регионов. СРО будут обладать политическим весом и потенциально смогут стать инструментом консолидации усилий тех, кто хоть что-то хочет сделать.

Серьезные трудности возникают при формировании ТСЖ. Хорошо, если в правлении оказываются опытные юристы, инженеры, а если нет? Профессионализация управления коллективным бытом вещь абсолютно неизбежная. При этом классический общественник – ТСЖ никуда не исчезает, будет жестко просчитывать каждую копейку, израсходованную компанией. Саморегулируемые организации – единственные, кто мог бы работать в таких условиях. Концентрация специалистов также неизбежна, однако хорошую идею легко превратить в скверную. Речь идет о возможности перехвата контроля над саморегулируемой организацией все той же бюрократической системой. Это уже происходит, когда вместо ГУП ДЕЗ появляется ООО «ДЕЗ». Возможно формирование мощных СРО из числа крупнейших компаний, у которых единственное стремление – не допустить вхождения среднего бизнеса на рынок. И это уже наблюдается в строительстве.

Мнение специалистов

Почему огурцы кусаются

Герман Ломтев, генеральный директор Общероссийского объединения «Российская Жилищная Федерация»:

– С одной такой организацией уже пришлось столкнуться. Несколько крупных бизнесменов создали СРО управляющих недвижимостью. Ее концепции одобрил научно-технический совет при Минрегионразвития, но с оговоркой: планы эти должны быть представлены на широкое обсуждение общественности. Для этого авторов концепции пригласили на прошлогодний съезд управляющих организаций в Сочи, но так и не дождались. Не захотели бизнесмены прилюдно обсуждать свои намерения. Понятно, что эта СРО создана под определенных лиц, которые хотят пропускать через нее всех желающих работать на этом рынке. Вступить в эту организацию можно, заплатив порядочный взнос. Для аттестации нужно пройти обучение по ею же установленным ценам. Потом выдадут сертификат, с которым можно будет зайти на рынок.

Я категорически против введения саморегулирования в жилищной сфере. На этом рынке еще нет достаточного числа предлагающих свои услуги организаций, а его уже хотят контролировать, решать, кого туда пускать. Возникнет та же ситуация, что и на колхозном рынке. Привезет кто-нибудь дешевые огурцы, его тут же погонят. И управляющая компания, предоставляющая услуги дешево и сердито, даже если ее выбрали собственники, не сможет работать – ее попросту не аттестуют. Таким образом, создается искусственная система ограничения доступа на рынок, который хорошо бы сначала создать для того, чтобы появилось – что регулировать.

Ничего хорошего не сулит саморегулирование и людям, заинтересованным в «дешевой и сердитой» компании. Им будет труднее ее найти. Потому что все участники СРО будут предлагать огурцы исключительно по одной цене, и маленькой она не будет.

Аттестацией управляющих компаний мог бы заниматься Союз потребителей России – мощная организация, действующая в интересах потребителей. Обследовав предприятия, она и должна рекомендовать жителям те из них, которые будут признаны добросовестными поставщиками услуг.

Добрых монополистов не бывает

Виктор Дейнекин, общественник:

– На Западе СРО возникли тогда, когда в борьбе за рынки компании поняли очевидную истину: нужно согласовывать свои интересы с интересами общества. Конфликт между предпринимателем, который хочет снять максимальную прибыль, и потребителем, который желает получить максимум услуг по минимальной цене, решается компромиссно, устанавливается баланс интересов.

К сожалению, когда мы пытаемся применить западные схемы, все переворачивается с ног на голову. Наш предприниматель желает расширять свое производство, доминировать на рынке и монополизировать его. Все делается не в интересах потребителя, а для удовлетворения меркантильных интересов предпринимателей. К введению СРО у нас общество не готово. С одной стороны высокий уровень организации в среде бизнесменов с большими деньгами и возможностью привлекать специалистов (юристов, инженеров, техников), проталкивать нужные законы. С другой низкий уровень самоорганизации, пассивность потребителей.

В Москве примерно два десятка крупных управляющих компаний по управлению коммерческой недвижимостью. К жилищной сфере они только присматриваются. Солидные игроки, которые могли бы делать погоду на этом рынке, на него еще не пришли. Они наблюдают, что будет после того, как ДЕЗы уйдут в свободное плавание. Тогда определятся и правила игры. До тех пор говорить о введении саморегулирования в жилищной сфере рано.

Похоронить конкуренцию?

Андрей Чечин, начальник управления ГУ «ИС города Москвы»:

– Весь Жилищный кодекс построен на саморегулировании. По сути, многоквартирный дом, в котором жители должны сами организоваться, и есть саморегулируемая организация. Просто сегодня забыли о том, что управляющая организация – это собственники либо в форме ТСЖ и ЖСК, либо в форме общего собрания. Они выступают заказчиком, нанимают компанию, которая управляет не ими, а их общим имуществом. Если говорить о введении саморегулируемых организаций в жилищной сфере, то понятно, что в масштабах страны ассоциации будут регулировать рынок под себя, отсеивать мелких конкурентов путем вступительного взноса, принудительной аттестации. Это похоронит конкуренцию. Тут я против всяких ассоциаций, потому что они изначально создаются для защиты прав. Диктовать условия потребителю ненормально.

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация